Портал для родителей - Kinikids
  • Главная
  • Дети
  • Виды адаптационной энергии психология. Стресс. Использование стресса для допроса или психологической манипуляции

Виды адаптационной энергии психология. Стресс. Использование стресса для допроса или психологической манипуляции

Развивая концепцию стресса, Г . Селье в 1938 г . предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации , основанную на понятии адаптационной энергии.

Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации. Концепция адаптационной энергии приобрела «аксиоматическую» форму :

1. Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

2. Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды.

3. Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.

4. Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности : первичный уровень , при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень , на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.

Голдстоун предлагает концепцию постоянной продукции адаптационной энергии , которая может накапливаться и храниться в ограниченном количестве.

Голдстоун утверждает, что постоянно поступающие слабые негативные стимулы постоянно встречаются и преодолеваются непрерывно действующей адаптацией. Инициализирующий эффект стимулов состоит в пробуждении системы адаптации и в приведении ее в состояние готовности к быстрому и эффективному ответу. Существует максимально возможная скорость потребления адаптационной энергии, и на этом максимуме организм не может справиться ни с каким дополнительным стимулом. Один стимул может влиять на индивидуальную возможность адаптационного ответа на другие стимулы; исход зависит от конкретной ситуации:

1. Пациент, который не может справиться с болезнью, способен ее преодолеть после умеренного дополнительного стимула.

2. В процессе адаптации к этому новому стимулу он может приобрести способность реагировать интенсивно на все стимулы.

3. В результате воздействия сильного стимула пациент может быть не в состоянии адаптироваться к дополнительному сильному стимулу.

4. Если он успешно адаптируется к болезни, то эта адаптация может быть разрушена воздействием второго сильного стимула.

5. Для некоторых заболеваний (заболеваний адаптации) воздействие свежего сильного стимула может победить заболевание. Это воздействие всегда связано с риском, но оно может нормализовать работу системы адаптации.

Аксиома Голдстоуна . Адаптационная энергия может производиться, хотя ее производство снижается в старости, она может сохраняться в форме адаптационного капитала, хотя емкость для этого капитала ограничена. Если индивид тратит свою адаптационную энергию быстрее, чем производит, то он расходует свой адаптационный капитал и умирает при его полном истощении.

Современные модели адаптации и адаптационной энергии базируются на идее лимитирующих факторов . Адаптация представлена как эволюционно оптимальная система распределения адаптационной энергии на нейтрализацию вредных факторов.

Всё есть яд,
и ничто не лишено ядовитости;
одна лишь доза делает яд незаметным.
/ Парацельс

В современном изложении это звучит так: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет лишь доза».

В 1936 году Селье ввел понятие стресс «как неспецифическая реакция организма на предъявляемые ему требования». Он изначально рассматривал стресс как исключительно разрушительное воздействие на организм. Но по прошествии нескольких лет, после проведения множества экспериментов, он изменил свое мнение и пришел к тому же выводу, который Парацельс сделал пятьсот лет назад.

Оказалось, что стресс может быть не только разрушительным, но и полезным, все дело было в дозе. И если чрезмерный стресс разрушал организм, то умеренный мог наоборот этот организм излечивать.

И Селье ввел дополнительные понятия, разделив стресс на плохой и хороший.

  • Положительный стресс он назвал эустресс,
  • а отрицательный стресс получил название дистресс.

Парацельс говорил о веществах, воздействующих на организм,
а Селье обнаружил ту же закономерность для любого вида воздействия: физического, температурного, психического.

Вывод множества экспериментов был прост:

  • небольшие дозы напряжения способствуют развитию организма,
  • а чрезмерные его угнетают.

В общем, поговорка «То, что не убивает нас - делает нас сильнее» в этом случае не работала, вернее, работала с определенными ограничениями. Надо, чтобы эта сила, которая «не убивает», была подходящего размера, и только в этом случае она могла бы «делать нас сильнее». Следовало только установить этот самый размер.

И, продолжая свои исследования в этом направлении, Селье предложил понятие «адаптационной энергии », введя насколько правил работы этой энергии. Принцип «адаптационной энергии» оказался очень полезным и удобным для описания воздействия стресса на организм.

Основное различие в понимании адаптационной энергии у Селье и его более поздних критиков было в том, что Селье утверждал: эта энергия имеет определенный конечный объем, заданный от рождения. Более поздние исследования показали, что адаптационную энергию можно увеличивать, то есть тренировать и развивать способность противостоять стрессу.

Так как же это делать, как увеличить эту способность противостоять стрессу? Решение этого вопроса люди искали всегда. Все мифы в истории человечества рассказывают нам о героях, наделенных необыкновенными возможностями, которые они проявляют при достижении своих целей. Да и современные герои сериалов и фильмов демонстрируют нам эти возможности. Можно сказать, что вся героика человечества - это рассказы о необыкновенных сверхвозможностях героев по преодолению стрессогенных факторов. Они потому и герои, что имеют большее количество адаптационной энергии, позволяющей им преодолевать препятствия.

Если знаешь ради чего, то можно пережить любое как.
/ Виктор Франкл

Это слова великого психолога, уважаемого всеми без исключения школами в психологии. Он использовал этот постулат в своей логотерапии - направлении, которое он начал создавать, находясь в немецком концлагере. Что, по всей видимости, и способствовало в немалой степени его выживанию в этих нечеловеческих условиях или, сказать по-другому, при таком количестве и давлении стрессогенных факторов.

Вот как описывает позже Франкл свои воспоминания:

Так, я помню, как однажды утром шел из лагеря, неспособный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Мое положение казалось мне безнадежным.
Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, теплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всем, через что прошел.
Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.

Главный вывод, который сделал Франкл - это то, что отсутствие смысла является наисильнейшим стрессом для человека.

Виктор Франкл умер в 1997 году в возрасте 92 лет.

Видимо, он твердо знал, для чего живет, и это знание и дало ему силы не сломаться в концлагере и прожить такую насыщенную и долгую жизнь.

Наличие смысла повышает адаптационную энергию организма. Это можно наблюдать даже у животных. Например, людям, разводящим скот, известен такой феномен: когда заболевшей овце подкладывали новорожденного ягненка и она начинала заботиться о нем, то выздоравливала.

Хочу предложить вам интересную технику с названием «Волшебный компас». Эта техника, кроме того, что мотивирует нас на действие и помогает преодолевать препятствия, она еще и указывает нам верное направление нашего движения.

«Волшебный компас».

Надо представить себе свое желаемое будущее, затем войти в него, побыть в нем и насладиться теми положительными эмоциями, которые дает вам это представленное вами будущее. Конечно же, желательно выбрать достижимую цель.

Как определить, достижима ли ваша цель?
Скажу просто, что стать, например, одним из лучших в своей профессии, открыть приносящее хороший доход дело или выйти удачно замуж - это достижимые цели. А вот стать принцессой Монако или самым богатым человеком на Земле, работая сварщиком на стройке, наверняка не будет приниматься вашим подсознанием как достижимая цель, и в этом случае техника не будет работать, как надо.

Далее, в полной мере насладившись своим будущим, надо сформировать символ этого будущего . Символ желательно получить во всех трех модальностях: в зрительном образе, в ощущениях и в звуке. И еще хорошо бы в слове. Например, символ любви - сердце, а у вас будет свой символ.

Затем, находясь в состоянии, которое вам дало это будущее, начинайте смотреть на свое нынешнее положение через этот символ. Держите этот символ, думая о своих неотложных или иных делах, посмотрите на своих знакомых и друзей, посмотрите на все свои дела через этот символ, и вы увидите, в каком направлении вам надо двигаться. И не просто увидите, а захотите это делать.

У вас появится не только направление, но и энергия для достижения поставленной вами цели.

На одном из тренингов на следующий день после проведения этой техники ко мне подошла девушка и сказала: «А техника работает. Вечером мне позвонила подруга и начала говорить ни о чем. Раньше мы по два часа болтали по телефону, а вчера, глядя на этот разговор сквозь призму моего символа, я поняла, что трачу время впустую и сократила разговор до получаса. Конечно, от подруги я не откажусь, но и два часа пустых разговоров - это действительно лишнее».

Вот мы и разобрались, как противостоять стрессу:
надо повысить свою адаптационную энергию,
а для этого надо найти смысл своего если не существования, то хотя бы своих действий - то есть то, ради чего мы будем что-либо делать,
то, ради чего мы и будем преодолевать наши препятствия.

Практически любой человек живет в определенной стране и городе, где имеются свои устои, язык, законодательство, климат. Если речь идет про адаптацию, значит, что-то изменилось. Ведь слово «адаптация» — это синоним слова «приспособление», а необходимость в нем возникает при изменении привычных для человека условий жизни.

Следовательно, вопрос про виды адаптации заключается в том, что именно меняется.

В природе человека существуют следующие виды адаптации:

  • физиологическая;
  • социальная;
  • психологическая;
  • рабочая (профессиональная);
  • анатомическая.

Физиологическая адаптация — это процесс реагирования на изменение внешних условий окружающей среды. Под этими условиями можно понимать климат, техногенные факторы и различную деятельность человека. Естественно будет предположить, что если изменяется физиология, то это повлечет за собой и другие виды адаптации. Так оно и есть. Кроме физиологической адаптации — изменения функционирования организма, — пройдет и анатомическая адаптация.

Анатомическая адаптация — это процесс изменения структуры организма или строения отдельных его органов. Т.е., в случае ядерного взрыва, человек приспособится к жизни на Земле. Только путем, каких изменений? Данная ситуация потянет за собой другие виды адаптации: психологическую и рабочую. Очевидно, что человеку будет необходимо изменить профессиональные навыки, для того, чтобы выполнять свою работу в новых условиях. Естественно, это повлечет за собой и некие психологические перемены. Явным доказательством будут служить стрессы и подавленное состояние.

Психологическая адаптация — это процесс переосмысления фундаментальных основ и прочие игры разума. Считается, что если сравнить все виды адаптации, то наиболее непредсказуемой будет именно психологическая. Это объясняется просто — человеческий мозг исследован на малую долю. В связи с этим порой невозможно дать прогноз. Но ведь часто смысл не в прогнозе, а в возможности выживания. Известны случаи, когда в результате психологического давления организм человека прекращал свое существование.

Рабочая (профессиональная) адаптация — это процесс освоения новых навыков. Таковая появилась вследствие организации людей. Рабочая адаптация сейчас имеет огромное значение при организации труда. От того, как новый сотрудник адаптируется в новом трудовом коллективе и освоит рабочие навыки, зависит трудоспособность всего коллектива. Именно поэтому в наше время этому виду адаптации уделяется большое значение.

Социальная адаптация — это процесс восприятия и приспособления в новом обществе. Это все тот же новый коллектив, переезд в другой город или изменение социального статуса (получение должности, свадьба и прочее). Этот тип адаптации очень важен для государства, так как все принимаемые законы влекут за собой процесс адаптации общества и в обществе. На этой почве появилось множество различных психотреннигов, курсов и лекций.

Как видно, все виды адаптации довольно тесно связаны между собой. Невозможно проходить адаптацию в чем-то по отдельности. Любое изменение задевает комплекс адаптаций, которые могут проходить и независимо от осознания человека.

Регуляторами адаптации выступают:

  • мотивы;
  • навыки и умения;
  • опыт;
  • знания;
  • воля;
  • способности.

Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке.

Исследователи, выделяют три фазы адаптации.

Первая фаза — разрушение старой программы гомеостаза (способность организма поддерживать относительное постоянство внутренней среды (крови, лимфы, межклеточной жидкости) и устойчивость основных физиологических функций (кровообращения, дыхания, обмена веществ и др.) в пределах, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность). Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.

Старая программа уже не функционирует, а новые программы еще не созданы или оказываются несовершенными. На этой стадии включаются временные механизмы адаптации, позволяющие «пережить» сложный период отсутствия адекватной программы регулирования. Важнейшим компонентом адаптации является поведенческая адаптация. Поведенческие реакции в этот период несут защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действий адаптогенных факторов.

Вторая фаза адаптационного процесса — формирование новой программы развертывания регулирующих механизмов и построение новой структуры гомеостатического регулирования.

Третья фаза адаптации — фаза стабильной адаптации, характеризующаяся стабилизацией показателей адаптации, в том числе, параметров эффективности деятельности, которые останавливаются на новом, более оптимальном уровне.

В современном мире воздействие на человека природных факторов в значительной степени нейтрализуется социальными факторами. В новых природных и производственных условиях человек нередко испытывает влияние совсем необычных, а иногда и жестких факторов, к которым эволюционно у нее нет защитных механизмов.

Жизнь каждого человека можно рассматривать как непрерывную адаптацию, ведь наша способность к адаптации имеет определенные границы. Это же касается и способности человека к восстановлению своего физического и психического здоровья. Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжения, усталости. Продолжительность напряжения зависит от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов, но при длительном воздействии экстремальных факторов теряются возможности организма функционировать на заданном уровне, и наступает усталость.

Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей не одинакова. Так, у многих людей при длительных авиационных перелетах и быстрых пересечениях нескольких часовых поясов, а также при сменной работе возникают такие неблагоприятные симптомы, как нарушение сна, снижение работоспособности и т.д. Другие люди адаптируются быстрее.

Среди людей можно выделить два крайних типа адаптации:

  • спринтер (характеризуется высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и неспособностью переносить длительные нагрузки)
  • стайер (обратная тип — характеризуется неустойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и способностью переносить длительные нагрузки).

Нормальная адаптация представляет адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без изменений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

Патологическая адаптация (дезадаптация) представляет собой активность личности в социальных ситуациях, которая осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения, приводящих к образованию патологических комплексов характера, входящая в состав невротических и психотических синдромов (болезни).

Однако наиболее распространены «болезни» адаптации при длительном пребывании людей в неблагоприятных условиях. Вследствие продолжительного напряжения механизмов регуляции, а также клеточных механизмов, связанных с повышенными энергетическими затратами, происходит истощение и потеря наиболее важных резервов организма. Часть структур или функций выключается: страдает память, внимание, мышление. Приспособление продолжается через болезнь. Решающая роль при этом принадлежит ЦНС. Сохранение жизни обеспечивается за счет дорогой вынужденной «платы». В дальнейшем может наступить гибель организма.

Серьезным самостоятельным вопросом методологического и содержательного характера является вопрос о видах, формах адаптации. В литературе отсутствует единство в его трактовке.
Так, согласно С.В. Штак, при всем многообразии классификационных моделей адаптации условно можно выделить три формы адаптации человека к изменяющимся условиям среды: биологическую, социальную и психологическую .
А.Г. Маклаков говорит о сложных механизмах физиологической, психической и социальной адаптации. Он рассматривает их и как уровни единой адаптации, и как отдельные виды адаптации. Одновременно он подчеркивает: существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях . Три уровня адаптации взаимосвязаны между собой, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамичное образование, которое принято называть функциональным состоянием организма.
Подчеркивая, что человек есть «не просто живой организм, а прежде всего, сложнейшая биосоциальная система», настаивает на необходимости при рассмотрении проблем адаптации человека выделения трех функциональных уровней: физиологического, психического и социального А.В. Морозов . Далее он говорит о психической, психофизиологической адаптации как об отдельных видах. В структуре адаптации принято также выделение следующих уровней (видов): психофизиологическая адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация, при этом специально подчеркивается, что все они одновременно участвуют в процессах регулирования.
Д.Н. Дубровин изучает психологическую адаптацию, полагая при этом, что «психологическая адаптация < ... > представляет собой единство и взаимодействие социальной и личностной адаптации к современной жизни» .
М.Е. Сандомирский называет выделенные К.К. Платоновым следующие взаимосвязанные виды психической адаптации человека, рассматриваемые как составляющие ее компоненты:
1) (психо) физиологическая адаптация, или свойство организма целесообразно перестраивать физиологические функции в соответствии с требованиями среды. Сюда относятся такие адаптивные процессы, нарушение которых приводит к отклоняющемуся поведению и как следствие - собственно психологической дезадаптации, а также физиологические проявления стресса;
2) собственно психологическая адаптация (и уточняет в собственном примечании: или психическая), нарушения которой связаны с напряженностью, психологическим стрессом;
3) психосоциальная адаптация, или адаптация личности к общению с новым коллективом .
Традиционно отдельно, как самостоятельные виды адаптации, исследуются психическая и социальная адаптация. Несмотря на то, что связь их обычно констатируется, особенно в начале изучения каждой разновидности, но затем для облегчения анализа исследователь, как правило, абстрагируется от этой связи. Или возможен вариант, когда социальная адаптация трактуется как социально-психологическая. Так, А.А. Реан выделяет 3 направления в исследовании социальной адаптации:
1) связанное с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды;
2) второе направление исследований связано с гуманистической психологией;
3) третье направление - с когнитивной социальной психологией.
А. Налчаджян исследует социально-психическую адаптацию человека .
Чаще всего предметом исследований становится социально-психологическая адаптация, которая представляется сложным многоуровневым и многокритериальным процессом, подлежащим изучению с разных точек зрения (с позиций разных подходов и направлений) и с помощью множества методик.
И.А. Милославова считает социально-психологическую адаптацию стороной адаптации социальной (профессиональной). Она поставила вопрос о методологии исследования процесса адаптации как системного социо-психо-биологического явления.
А.А. Реан рассматривает социально-психологическую адаптацию как активное самоизменение личности в соответствии с требованиями ситуации .
Важнейшая роль психической адаптации в системе адаптационных механизмов человека подчеркивается всеми исследователями. И чаще всего - обратим на это специальное внимание - они говорят именно о психической (а не психологической) адаптации, включая в нее социально-психологические показатели . Отметим далее, что в психологической литературе чаще всего анализируется личностная адаптация к среде и постулируется, что осуществляется она в процессе сознательной деятельности. Не зря исследователи включают в перечень наук, ее изучающих, лишь психологию личности, педагогическую психологию, юридическую психологию, медицинскую психологию, акмеологию . Как подчеркивает В.М. Воловик , психическая адаптация - это активная личностная функция, обеспечивающая согласование актуальных потребностей индивида с требованиями окружения и динамическими изменениями условий жизни. А.В. Сухарев понимает психическую адаптацию человека как адаптацию системы его отношений к собственной внешней и внутренней среде .
Назначение психической адаптации, по Ф.Б. Березину, состоит в том, чтобы наряду поддержанием собственно психического гомеостаза обеспечивать оптимизацию постоянного взаимодействия человека с окружением и установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, выражающегося в формировании определенных и относительно стабильных психофизиологических (психовегетативных, психогуморальных и психомоторных) соотношений. В силу этого исследователь предпочитает говорить о психофизиологической адаптации. Ф.Б. Березин, используя структурно-уровневый подход, выделяет следующие уровни психической адаптации: психофизиологический, психологический и социально-психологический .
По мнению М.Е. Сандомирского, психическая адаптация включает в себя психологическую: «Психическая адаптация рассматривается как комплексный феномен, который не сводится только к адаптации психологической (в англоязычной литературе термин «психологическая адаптация» - psychological adaptation - используется как синоним психической адаптации) и требует для своего изучения учета как психологических, так и физиологических параметров» .
Коцюбинский, Н.С. Шейнина также полагают, что психическая адаптация включает в себя психологическую и в целом состоит из 3 блоков: биологического, психологического и социального, соответствующих принятым представлениям о трех уровнях психической регуляции - биологическом, индивидуально-личностном и личностно-средовом. При этом каждый блок психической адаптации, в свою очередь, имеет собственную сложную структуру. Так, собственно психическая адаптация включает в себя познавательные, эмоционально-волевые, мотивационные и практические аспекты .
Понимая под психической адаптацией приспособление на уровне психических функций в их интегральной связи, Ц.П. Короленко называет ее наиболее высоким уровнем адаптации. Выделение психофизиологической адаптации, включающей процессы не только на уровне психической сферы, но и связанных с нею физиологических функций, он считает условным.
У В.В. Романова [По 65] встречаем следующее утверждение: в основе социальной адаптивности лежит психологическая адаптация человека.
По мнению многих , именно психическая адаптация обеспечивает наиболее важные связи между человеком и средой. Исключительно высокая значимость психической адаптации отличает приспособительные процессы человека от таких же процессов у животных. Эффективность психической адаптации оценивается с учетом ее психофизиологической и социально-психологической стоимости, которая определяется, по мнению Р.М. Баевского , энергетическими и информационными затратами.
Как считает Ю.А. Александровский , ведущее положение в иерархии звеньев психической адаптации принадлежит подсистемам, обеспечивающим поиск, восприятие и переработку информации; эмоциональное реагирование, создающее, в частности, «личностное» отношение к получаемой информации и являющееся наиболее интегрированной формой активности; социально-психологические контакты. Совокупная деятельность этих подсистем создает и поддерживает состояние психической адаптации. Добавим в этой связи, что при особых вариантах адаптации (в условиях длительного воздействия на человека экологически неблагополучной среды) именно в этих подсистемах следует ожидать изменений.
А.В. Сухарев выделяет когнитивную, эмоциональную и моторно-поведенческую стороны процесса психической адаптации, подчеркивая, что в норме различные стороны этого процесса недизъюнктивны, т.е. неразрывны между собой . Им выделяются различные степени психической адаптации человека: от высшей степени проявления творческой активности, до крайних проявлений психической дезадаптации психотических расстройств и пр.
Ф.Б. Березин отмечает, что при нарушении психической адаптации увеличивается «физиологическая цена», которую платит организм, уменьшается стабильность вегетативно-гуморального регулирования и адекватность активационных сдвигов .
Нарушение сбалансированности в системе «человек - среда» влечет за собой напряжение адаптивных систем человека, возникновение тревоги, ослабление эмоциональной устойчивости, изменение характеристик межличностных отношений и микросоциального взаимодействия. Ф.Б. Березин обозначил три комплекса показателей, существенных для психической адаптации человека. Это выраженность эмоциональной напряженности и устойчивость к эмоциональному стрессу; особенности микросоциального взаимодействия; способность к логической оценке ситуации и энергетический потенциал, необходимый для реализации адаптивного поведения. Автор уверен в том, что без исследований психической и психофизиологической адаптации будет неполным любое рассмотрение проблемы экологического соответствия (применительно и к индивидуумам, и к популяциям).
Исследователь дифференцирует индивидуальную и популяционную психическую адаптацию, констатируя, что разделение между ними достаточно условно, и понимая под последней адаптацию социальную.
Существует мнение, что психологическая адаптация - это не видовая адаптация, а индивидуальная, и поэтому определяется психологией личности и ее особенностями.
Наиболее близкая к нашему пониманию концепция психологической адаптации разработана Е.К. Завьяловой . По мнению автора, системный подход позволил преодолеть свойственное прежнему времени искусственное разделение видов и уровней адаптации и высказать предположение о механизмах их взаимодействия, предложить комплексные критерии адаптированности, уточнить понятие адаптации. Обобщая основные положения, высказанные в трудах В.С. Аршавского, Ф.Б. Березина, Г.М. Зараковского, Л.А. Китаева-Смык, В.Н. Крутько, Е.Ю. Коржовой, В.И. Медведева, В.В. Ротенберга , Е.К. Завьялова заключает, что:

    Адаптация является целостным, системным процессом, характеризующим взаимодействие человека с природной и социальной средой. Выделение различных видов и уровней адаптации в достаточной мере искусственно и служит целям научного анализа и описания этого явления;

    Механизмом, определяющим уровень развития процесса адаптации, является диалектическое противоречие между интересами различных уровней иерархии: индивида и вида, особи и популяции, человека и общества, этноса и человечества, биологическими и социальными потребностями личности;

    Системообразующим фактором, регулирующим и организующим процесс адаптации, является цель, связанная с ведущей потребностью;

    Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности;

    Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения;

    Процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, этапы которой связаны с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств.

Все приведенные выше положения концепции Е.К. Завьяловой не вызывают сомнений, их следует принять. Но далее исследовательница предлагает следующее, наиболее, по ее мнению, современное, определение понятия психической адаптации, принадлежащее Ф.Б. Березину: «Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды» . И получается, что психическая адаптация - это, прежде всего, личностный процесс. С этим вряд ли можно безоговорочно согласиться, имея в виду, что личностные свойства нельзя отождествлять со всей психикой, они составляют хотя и важнейшую, но часть психики.
О психической адаптации личности говорят А.А. Алдашева , Т.Ю. Артюхова . Вслед за Ю.А. Александровским Т.Ю. Артюхова предлагает к употреблению еще одно важное понятие - адаптивный порог. Адаптивный порог - это наименьшая возможная величина, минимальная граница «накопления» (проявления) свойств (качеств, ресурсов), необходимых для успешной адаптации субъекта. Понятие адаптивного порога содержит в себе как объективные, так и субъективные моменты. С одной стороны, его задает среда: какого рода (и глубины) изменения произошли в среде, такого рода требования к наличию и интенсивности проявления необходимых для успешной адаптации качеств и предъявляются субъекту. С другой стороны, носителем этих качеств выступает субъект, которому и предстоит, вооружившись ими, ответить на вызов.
Подытожим вопрос о видах и формах адаптации, представив информацию в табл. 1.1.

Обобщенный материал, представленный в таблице, позволяет сделать следующие выводы:
1. Понимание исследователями сути и структуры адаптации, в том числе ее психологических аспектов, существенно отличается.
2. Изучается преимущественно адаптация психическая, с включением в нее психофизиологической и психологической составляющих или без этого.
3. Если в работе используется понятие «психологическая адаптация», то оно нередко отождествляется с понятием «психическая адаптация», то есть исследователи абстрагируются от специфики явлений, обозначаемых понятиями.
4. Социальная адаптация чаще всего анализируется отдельно от психической (психологической), иногда ее называют социально-психологической; в некоторых работах социальная адаптация включает в себя психическую (психологическую).
5. Несмотря на то, что ряд исследователей заявляет о системном подходе к изучению психологических аспектов адаптации, условном выделении ее уровней, компонентов, в реальной работе они анализируют отдельные виды (формы, уровни) адаптации (см. п.п. 2, 3), то есть реализуют локальные варианты подходов к ее исследованию.
6. В психологии изучается преимущественно индивидуальная адаптация (адаптация субъекта, личности).
Таким образом, в психологии, говоря о человеке, по-разному рассматривают сущность и структуру адаптации в целом, по-разному трактуют психологическую и психическую адаптацию. С одной стороны, рассматривают психическую и психологическую адаптацию как разные виды адаптации, с другой стороны, не всегда проводят грань между адаптацией на психофизиологическом, психическом и психологическом уровнях. В этом есть своя логика единства и целостности психической деятельности человека. Но в, то, же время отсутствие дифференцировки приводит к недооценке специфичности психических и социально-психологических характеристик адаптации. Именно индивидуальная адаптация является основным предметом исследования в отечественной психологии. Существующие теории адаптации созданы на основе и для исследования индивидуальной адаптации.
Когда речь идет об анализе психологической адаптации человека к комплексу условий жизненной среды региона экологического неблагополучия, то обнаруживается, что методологические и теоретические основы существующих в психологической науке подходов к изучению адаптации недостаточны. Существующие модели адаптации не покрывают проблемное поле приспособления человека к деформированной природной среде, абстрагируются от фактической целостности (хотя и неоднородности) психологической адаптации к реальным условиям жизнедеятельности.
Возникает необходимость теоретического обоснования и эмпирического изучения целостной психологической адаптации населения, длительное время проживающего в экологически неблагополучном регионе.
Работ с такой постановкой проблемы в отечественной экологической психологии не проводилось. Соответственно недостаточно разработано необходимое для решения проблемы научное обеспечение - адекватный исследовательский подход, понятийный аппарат, метод анализа данных. Требуется задать новый теоретико-методологический формат исследования
Литература
1. Авцын А.П. Введение в географическую патологию. М.: Медицина, 1972. 328 с.
2. Агаджанян Н.А. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера: эколого-физиологические механизмы. М.: КРУК, 1998. 240 с.
3. Агаджанян Н.А., Труханов А.И., Шендеров Б.А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. М.: Изд-во «Сирин», 2002. 156 с.
4. Алдашева А.А. Особенности личностной адаптации в изолированных коллективах: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1984. 19 с.
5. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 272 с.
6. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах земли (биологические аспекты): курс лекций. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 280 с.
7. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем // Избранные труды. М., 1978. 400 с.
8. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002, 176 с.
9. Артюхова Т.Ю. Психологические основы адаптационных возможностей человека // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004 г. Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 513-518.
10. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. 270 с.
11. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. 298 с.
12. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. М.-Л., 1935. 205 с.
13. Беребин М.А. К вопросу о терминах, связанных с феноменологией психической адаптации // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004 г. Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 341-345
14. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.
15. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным условиям: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб, 1994. 37 с.
16. Воловик В.М. Проблема ранней реабилитации психически больных и некоторые пути ее практического решения. Ранняя реабилитация психически больных. Л., 1984. С. 5-15
17. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983. 223 с.
18. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. М.: Медицина, 1987. 176 с.
19. Григорьев С.И. Демина Л.Д. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1995. 288 с.
20. Давыдовский И.В. Приспособительные процессы в патологии // Вестник АМН СССР, 1962. № 4. С. 27-37.
21. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. дисс. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18403.php (дата обращения: 17.09.10.).
22. Завьялова Е.К. Психологический механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии. СПб, 2001. Вып.40. С. 55-60.
23. Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект): автореф. дисс. ... докт. психол. наук. СПб., 1998. 38 с.
24. Занько Н.Г., Ретнев В.М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: лабораторный практикум. М.: Академия, 2005
25. Зараковский Г.М., Степанова Г.Б. Популяционный психологический потенциал: развитие концепции // Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / под ред. И.Т. Фролова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 73-97.
26. Зинченко В.П. Мунипов В.М. Введение в эргономику. М., 1979. 344 с.
27. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
28. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 1986. 148 с.
29. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект, 2009. 943 с.
30. Комплексная оценка функциональных резервов организма / А.А Айдаралиев, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева [и др.]. Фрунзе, 1988. 195 с.
31. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности. СПб, 1997. С.75-88.
32. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978. 271 с.
33. Коцюбинский А.П., Шейнина Н.С. Уточнение основных понятий концепции адаптации психически больных // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / под общ. ред. И.И. Кутько, П.Т. Петрюка. Харьков, 1996. Т. 3. С. 233-235. URL: http://www.psychiatry.ua/books/saburka/paper108.htm (дата обращения: 17.09.10.).
34. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991, 75 с.
35. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 303 с.
36. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.
37. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. С. 437-454.
38. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984. С. 3-16.
39. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982. 103 с.
40. Медведев В.И., Зараковский Г.М. Психофизиологический потенциал как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных изменений природной среды и климата. // Физиология человека, 1994. Т. 20, № 6. С. 5-15.
41. Меерсон Ф.3. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. 278 с.
42. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Л., 1974. 24 с.
43. Мозговая А.В. Риск и качество жизни // Риск в социальном пространстве. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2001. С. 221-233.
44. Морозов А.В. Проблемы социально-психологической адаптации. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-283.html (дата обращения: 29.07.10.).
45. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. 112 с.
46. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. 263 с.
47. Патологическая физиология: учебник / под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. М.: Триада Х, 2000. 574 с.
48. Петров И.Р., Лемус В.Б. Общее учение о болезни // Многотомное руководство по патологической физиологии. М.: Медицина, 1966. Т. 1. 460 с.
49. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: дисс. ... докт. психол. наук СПб., 2001. 393 с.
50. Психология адаптации и социальная среда: Современные подходы, проблемы, перспективы / под ред. Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2007. 624 с.
51. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 479 с.
52. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984. 190 с.
53. Сандомирский М.Е. Состояние психической адаптации в условиях хронического психоэмоционального стресса в связи с личностно-типологическими характеристиками: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Оренбург, 2001. 28 с. 
54. Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных. Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2001. 88 с. URL: http://marks.on.ufanet.ru/PSY/PSYADA1.HTM (дата обращения: 9.09.10.).
55. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. 254 с.
56. Сеченов И.М. Избранные произведения. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1958. 413 с.
57. Слоним А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения. Л., 1976. 212 с.
58. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: методическое руководство. М., 1990. 75 с.
59. Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М.: Психологический институт РАО, 1999.
60. Тимофеев-Ресовский Н.В. О возможном действии повышенного фона ионизирующих излучений на генетический состав популяций челове-
ка // Труды: сб. работ лаборатории биофизики. 4. / АН СССР. Урал. фил. ин-та биологии. 1962. Вып. 22: С. 77-94.
61. Ухтомский А.А.. Письма // Пути в незнаемое: Писатели рассказывают о науке. М., 1973. 435 с.
62. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г.И Царегородцева. М.: Мысль, 1975. 277 с.
63. Хармз В.А. Медико-психологические аспекты нарушения психической адаптации эмигрантов. На материале изучения эмигрантов из Ирака в Швецию: дис. канд. психол. наук. СПб, 2000. 188 с.
64. Штак С.В. Анализ проблемы социально-психологической адаптации в условиях трансформации Российского общества // Сибирская психология сегодня. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С 267-273.
65. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 84 с.
66. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Oct. Vol. 63. № 2. Р. 265-274.

Стессы классифицируют на несколько типов:

1. Эустресс

Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

2. Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

3. Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма - разлаживаться.

4. Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

Развивая концепцию стресса, Г. Селье в 1938 г. предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации (адаптации взрослых особей на временах, заметно меньших времени жизни), основанную на понятии адаптационной энергии. Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации (а также в количестве этой энергии). Сама эта схема может быть сложна, но едина внутри данного вида (для определенности, Селье рассматривает взрослых особей одного пола)

В ряде конкретных физиологических экспериментов Селье показал, что перераспределение этого ресурса повышает сопротивляемость одним факторам и в то же время снижает сопротивляемость другим. Концепция адаптационной энергии приобрела «аксиоматическую» форму (кавычки означают, что эти аксиомы не дают истинной аксиоматики в математическом смысле):

  • 1. Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.
  • 2. Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды.
  • 3. Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.
  • 4. Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности: первичный уровень, при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень, на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.

В 1952 году Голдстоун предложил критику и развитие теории Селье. Он дополняет лабораторные эксперименты Селье описанием типичных клинических случаев, подтверждающих эту картину. Голдстоун утверждает, что такое описание адаптации с помощью адаптационной энергии чрезвычайно полезно. При этом он опровергает первую аксиому, согласно которой адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения. Голдстоун предлагает концепцию постоянной продукции адаптационной энергии, которая может также накапливаться и храниться в ограниченном количестве, и демонстрирует что эта концепция даже лучше описывает эксперименты Селье, чем исходная идея постоянного адаптационного капитала.

Голдстоун утверждает, что постоянно поступающие слабые негативные стимулы постоянно встречаются и преодолеваются непрерывно действующей адаптацией. Инициализирующий эффект стимулов состоит в пробуждении системы адаптации и в приведении ее в состояние готовности к более быстрому и эффективному ответу. Более сильные стимулы могут потребовать большего расхода адаптационной энергии, чем ее производится; тогда адаптационный резерв пускается в дело, а если он израсходуется, то наступает смерть

Описано, как один стимул может влиять на индивидуальную возможность адаптационного ответа на другие стимулы; исход зависит от конкретной ситуации:

  • 1. Пациент, который не может справиться с болезнью, способен ее преодолеть после умеренного дополнительного стимула.
  • 2. В процессе адаптации к этому новому стимулу он может приобрести способность реагировать более интенсивно на все стимулы.
  • 3. В результате воздействия сильного стимула пациент может быть не в состоянии адаптироваться к дополнительному сильному стимулу.
  • 4. Если он успешно адаптируется к болезни, то эта адаптация может быть разрушена воздействием второго сильного стимула.
  • 5. Для некоторых заболеваний (в частности, заболеваний адаптации) воздействие свежего сильного стимула может победить заболевание. Это воздействие всегда связано с риском, но оно также может нормализовать работу системы адаптации.

Аксиома Голдстоуна. Адаптационная энергия может производиться, хотя ее производство снижается в старости, она также может сохраняться в форме адаптационного капитала, хотя емкость для этого капитала ограничена. Если индивид тратит свою адаптационную энергию быстрее, чем производит, то он расходует свой адаптационный капитал и умирает при его полном истощении.

Лучшие статьи по теме