Портал для родителей - Kinikids
  • Главная
  • Женское здоровье
  • Психологические маски, которые мы носим. Зачем мы носим маски? (философский трактат) Человек снимает маску с лица

Психологические маски, которые мы носим. Зачем мы носим маски? (философский трактат) Человек снимает маску с лица

Известный писатель, телеведущий, автор ряда книг по психологии общения, Андрей Максимов, который создал свою систему общения, не только помогающую людям избавиться от одиночества, но и меняющую их мировосприятие, рассказывает, как снять с собеседника маску и что после этого делать.

Все мы знаем популярную фразу Шекспира: мол, весь мир театр, в нем женщины, мужчины — все актеры.

Один из самых знаменитых психиатров современности Эверетт Шостром пишет об этом еще жестче: «Парадокс современного человека в том, что, будучи не просто разумным, но и образованным существом, он сам себя загоняет в состояние неосознанности и низкого уровня жизненности... Мы привычно надеваем ту или иную маску — у каждого их несколько — и принимаем участие в общем маскараде, называя его жизнью».

Сказано здорово, но остается вопрос: зачем мы это делаем? Понимая, что очень часто — чтобы не сказать постоянно — мы ведем себя неискренне, врем и себе и другим, мы очень редко задумываемся над вопросом: c какой целью мы играем? Мы привыкли к тому, что жизнь — это маскарад, и даже не задаемся вопросом: а для чего мы, собственно говоря, надеваем маску?

Какие вообще бывают маски и для чего они используются?

Маски карнавальные. Они как бы превращают человека в другое существо. Такие маски очень любят дети: им нравится, что буквально за секунду можно превратиться в котенка или в человека-паука. Буквально за секунду можно стать другим, не тем, кто ты есть на самом деле.

Маски рыцарские. Маски вратарские. Маски для плаванья в воде. Все они служат не для превращения человека в кого-то другого, а для его защиты.

Та не видимая никому маска, которую мы надеваем каждый день, объединяет эти два свойства: маска преобразует нас в другого человека, чтобы защитить. Другими словами: человек играет роль потому, что он чего-то боится. А чего именно он боится?

Любой человек боится, что его обидят.

Что это значит? Он опасается, что ему скажут, укажут, покажут, намекнут, докажут, что его место — вовсе даже не в центре жизни.

Когда начальник надевает маску строгого руководителя — он боится, что подчиненные не воспримут его как шефа и могут обидеть. Когда влюбленная девушка надевает маску равнодушия — она боится, что если будет искренней, ее обидят. Когда метрдотель в ресторане надевает маску радушного хозяина — он боится, что вам не понравится ресторан, вы сюда больше не придете и ему будет обидно. Этот страх больше и глубинней, чем опасение, что из-за вашего неприхода ресторан потеряет деньги. Когда ребенок надевает маску смирения и послушания — он боится, что его накажут. Когда человек, общаясь с вами, надевает маску крутого — это чаще всего происходит оттого, что он боится: вы поймете, что он на самом деле не так-то крут, и обидите его.

Осознанно или неосознанно, отдавая себе в этом отчет или не отдавая, но мы все боимся агрессии мира. Боимся, что мир укажет нам наше место — где-нибудь на обочине жизни.

Подобная боязнь может быть выражена в излишней грубости или в показном смирении — это дела не меняет. Корни одни и те же.

Из чего сделана маска, которую надевает на себя человек?

Метафорически говоря, она сделана из воска: кажется твердой, но легко расплавляется теплом.

Итак, маска, которая надета на человека, может быть расплавлена нашим теплом. Как мы можем проявить это тепло? Сделать так, чтобы человек почувствовал себя центром мира.

Это самое главное. Вести себя и разговаривать с человеком так, чтобы он понял: он сейчас — основа и центр вашего мира.

О том, как этого добиться, мы говорили довольно много, не будем повторяться.

Мы можем говорить человеку комплименты.

Более того, мы любим это делать. Нам кажется: нет ничего проще, нежели говорить людям комплименты.

Это — не так. Говорить комплементы — чрезвычайно трудно и даже опасно.

Поскольку человек, надевший маску, ждет от мира агрессии, он очень легко может разглядеть в вашем комплименте иронию, отчего маска его станет еще более прочной.

Если вы все-таки решитесь делать комплименты вашему собеседнику, вам необходимо помнить: комплименты делятся на искренние и те, которые мешают общению, а иногда и уничтожают его.

Помните: придумать красивый комплимент, который ваш собеседник сочтет за искренний, — это искусство, которым владеют немногие. Имеет смысл прибегать к комплиментам, только если вы убеждены, что являетесь знатоком этого искусства.

Мы можем задавать вопросы, которые заставляют собеседника вспоминать. Во-первых, такие вопросы, как мы уже говорили, «размягчают» человека, заставляют его думать о хорошем и, таким образом, помогают снять маску.

Во-вторых, такие вопросы показывают, что вы заинтересованы в вашем визави, вам интересна его жизнь, он интересен вам как человек.

Значит ли это, что, снимая маску с человека, мы должны забыть про вопросы, которые заставляют думать?

Ни в коей мере!

Мы часто видим по телевизору или слышим по радио чиновников, отвечающих на вопросы журналистов заранее заготовленными ответами. Они говорят как бы не словами, а блоками слов.

В этом случае интервью получается формальным, оно не предоставляет никакой информации, то есть полезной и/или интересной новости.

Такое может произойти, и когда вы разговариваете с начальником, с другом, с супругой, с ребенком... Да с кем угодно!

Собственно, семейные скандалы — это когда жена и муж надевают определенные маски (как правило, маски обиженных людей) и задают друг другу известные им вопросы, на которые очень хорошо знают ответы.

Для того чтобы превратить семейный скандал в интервью, как раз и необходимы вопросы, которые заставляют размышлять.

Мне не раз приходилось беседовать с политиками, и я заметил, что простые вопросы: «Как?», «Почему?», «Почему вы так решили?» — заставляют их сначала остановить поток речи, потом задуматься, а затем маска сама слетает с их лица.

Начальник утверждает: «Экономический кризис. Я не могу повышать вам зарплату, потому что мало денег». На это можно возразить вежливым вопросом: «Это значит, что я не должен делать больше того, что делал за старую зарплату?»

Ребенок говорит: «Я не могу приходить из школы и сразу садиться за уроки. Я устал». «Понятно, — улыбаетесь вы.— А теперь представь, что ты — сам и у тебя у самого ребенок, который не делает уроки. Что ты будешь делать? Отстанешь от него? Но тогда он будет постоянно получать двойки и в конце концов останется на второй год. Как же быть?».

Вопросы, которые заставляют вспоминать, растапливают маску.
Вопросы, которые заставляют думать, срывают маску.

И тут уж вы должны сами ориентироваться: когда, какие вопросы и как задавать.

Итак, невидимую маску с вашего собеседника можно снять разными способами.

Однако надо помнить: если в дальнейшем вы сделаете что-то, что вызовет недоверие вашего собеседника, и он снова наденет маску, — то это уже будет защита не из воска, а — скажем так — из чугуна и стали. И снять ее окажется гораздо трудней, нежели первую.

Давайте разберемся.

Мы живем в достаточно агрессивном мире. Очевидно, что когда вы приходите к собеседнику, он если и не ждет от вас агрессии, то предполагает, что она может быть.

Вы сказали комплимент. Вы улыбнулись. Вы задали вопрос, который повернул вашего визави к приятным воспоминаниям и убедил его в том, что вы интересовались его жизнью.

Другими словами: вам удалось доказать, что вы не агрессивны. Собеседник разоружается: открывается вам навстречу. Снабжает вас именно той информацией, за которой вы пришли.

И вдруг вы наносите ему удар. Глупым, острым вопросом (о них мы поговорим чуть ниже). Или неискренним комплиментом. Или выраженным желанием узнать о вашем собеседнике что-то такое, что он категорически скрывает...

Да мало ли еще существует способов и возможностей уничтожить доверие?..

Собеседник ощущает себя обманутым: только он почувствовал себя центром мира, и вдруг — такое...

Понятно, что он снова начнет себя защищать. Понятно также и то, что эта — вторая — защита будет куда серьезней и мощней, нежели первая. Всегда ли необходимо снимать маску с собеседника, или иногда ее проще не замечать?

Прежде чем вы поставите перед собой задачу — снять маску с вашего интервьюируемого, вы должны твердо понять: надо вам это делать или нет.

По сути, этот вопрос формулируется так: для получения информации вам удобней, выгодней, правильней видеть перед собой социальную функцию или живого человека?

Речь о снятии маски может идти только в том случае, если вы видите перед собой живого человека.

Вас остановил инспектор ДПС. На нем всегда надета маска самого главного начальника мира. Чаще проще подыграть ему в этой роли, чем долго снимать с него маску.

К вам пришел подчиненный, который плохо выполняет свою работу. Он играет роль слуги, готового на все. Если вы хотите, чтобы он хорошо и осознанно делал свое дело, — вам придется поработать над тем, чтобы он снял маску, докопаться до его человеческой сути и, таким образом, воздействовать на него. Если вам достаточно того, чтобы он выполнял свои функции формально и четко, — делать все это нет необходимости.

Вам предстоит серьезный разговор (интервью) с вашим ребенком, скажем по поводу его успеваемости. Ребенок панически боится, что его обидят родители, — и честно играет роль провинившегося ученика. Опять же, вам решать: нужен вам серьезный, человеческий разговор с собственным чадом или достаточно формального «втыка».

Мне кажется интересным, что практически все известные города носят маски — это всеобщее представление о них, некоторый миф, который создан, скажем, о Москве и Париже, об Иерусалиме и Лондоне, о Нью-Йорке и Рио-де-Жанейро...

Вы хотите узнать город — получить от него информацию — или вам достаточно привычного, всеобщего взгляда? Это ваш выбор.

Но если вы хотите взять у города интервью, вы должны задавать городу такие вопросы, которые заставят думать вас. Почему здесь такие люди и такая толпа? Что испытал этот город и каким он вышел из этих испытаний? Почему люди в ресторанах Мюнхена сидят и разговаривают не так, как в ресторанах Москвы?

Интервью у знаменитого города — города, у которого есть миф, — это всегда снятие с него маски.

А когда ты говоришь с самим собой — занимаешься самоанализом — тоже надо снимать маску?

Если разговору с самим собой должно предшествовать снятие маски — значит, ваша жизнь складывается до такой степени трагически, что надо срочно что-то менять и в себе, и в жизни.

Необходимость снять маску с самого себя, как мне кажется, это не проблема, а диагноз.

Если человек играет роль перед самим собой, значит, он абсолютно себе не доверяет. А кому же он тогда доверяет?

Бог (Природа) создал человека с определенным лицом. Маску он приделал себе сам, боясь, что его обидят.

Если маска приросла к лицу так, что не оторвать, — то человек перестает быть собственно человеком: Бог (Природа) создавал его другим.

Вы не можете справиться с этой проблемой? Значит, надо обращаться к специалистом или к друзьям. Но жить с таким диагнозом — неправильно.

Многие люди убеждены: для того чтобы снять с человека маску, надо задавать ему острые, неприятные вопросы. Мол, такие вопросы раскрывают человека.

Так ли это?

Надо ли задавать острые вопросы?

Мы идем к начальнику ДЭЗа выяснить, почему нас в подъезде не делается обещанный ремонт. Или мы идем к начальнику спросить, почему не выплачивается обещанная премия. Или мы идем к своему ребенку понять, почему он прогуливает школу. На что мы настраиваем себя? Какие вопросы проворачиваем мы в голове? Даже если в этот момент мы не прогнозируем будущее, а готовимся к нему — к какому именно будущему мы готовимся?

Согласимся, что часто мы предполагаем следующее: я спрошу начальника ДЭЗа, понимает ли он, что получает зарплату из моих налогов и потому обязан мне помогать? Я спрошу своего начальника, как он считает, можно ли нормально работать, если подчиненный не верит начальнику? Я спрошу своего ребенка, понимает ли он, что если будет прогуливать школу, останется на второй год?

Мало того, что таким образом мы настраиваем себя на конфликт, так мы еще и предполагаем задать вопросы, которые «закроют» для нас собеседника и не позволят получить от него нужную нам информацию.

Ведь что такое, в сущности, острые вопросы?

Это вопросы-нападения, вопросы, с помощью которых мы атакуем своего собеседника.

А что делает человек, когда его атакуют?

Защищается, закрывается.

Почему мы задаем острые вопросы?

Потому что хотим сказать: «Здравствуйте, это я!» Мы рассчитываем показать собственную «крутость», смелость и неординарность.

Возможно, это нам даже удастся. Вполне вероятно, что после такого начала беседы мы почувствуем свою силу и значимость.

Только вот получить информацию от закрытого человека — практически невозможно.

Значит ли это, что во время беседы вообще нельзя задавать острые вопросы?

Безусловно, можно сказать одно: с острых вопросов никогда нельзя начинать общение.

Однако во время разговора (интервью) бывают ситуации, когда собеседник, несмотря на все ваши старания, не предоставляет вам нужной информации или даже категорически не отвечает на ваши вопросы.

Когда использованы все прочие методы получения информации — и единственно в этом случае, — вы можете использовать провокацию.

Провокация в интервью может возникнуть только как результат неудачного течения беседы.

Провокация в интервью — это такой метод ведения беседы, при котором вы сознательно раздражаете собеседника, надеясь на то, что это поможет получить необходимую информацию.

Все ваши острые вопросы начальнику ДЭЗа, своему начальнику или собственному ребенку вы можете задать, только если чувствуете бессмысленность и формальность текущего разговора.

Приведу пример из собственной телевизионной практики.

Давным-давно, уже, пожалуй, более десяти лет назад у меня на эфире программы «Ночной полет» был знаменитый рок-певец Константин Кинчев.

Разговор с ним явно не клеился: на все вопросы он отвечал неохотно, лениво, как бы делая мне одолжение.

Поняв, что беседа явно не идет, я спросил его:

— Скажите, а вам не хочется со мной разговаривать?

Вопрос явно провокационный.

Кинчев ответил удивленно:

— Не хочется.

— А зачем пришли? — спросил я.

— Продюсер сказал, что надо новую пластинку рекламировать.

Кинчев показал новый диск.

Но как человек, безусловно, умный, он понял, что ситуация неприятная и неправильная, что выглядит он, что называется, не комильфо. У него не оставалось иного выхода, как собраться. Дальше пошел нормальный разговор.

Острый, неприятный, провокационный вопрос — это серьезное оружие. И, как и всякое серьезное оружие, в беседе (интервью) его следует использовать редко и вынужденно. Когда иные способы получения информации не сработали.

Это оружие, с помощью которого — возможно — вы сорвете маску со своего собеседника. Просто-таки разорвете ее.

Но если провокация не удастся, если она не раскроет собеседника, то она закроет его навсегда. Беседу можно будет заканчивать.

Одно дело, когда человек надевает маску, и, согласитесь, совсем иное, когда он врет.

Как распознать, что собеседник лжет, и что в этом случае делать?

Человек так интересно придуман Богом (Природой), что ему врать неудобно.

Классик утверждал, что правду говорить легко и приятно. Соответственно: лгать — тяжело и неприятно.

Сам факт того, что человеку трудно и неприятно лгать, свидетельствует о том, что ложь противоестественна.

Помните, героиня великого фильма «Формула любви» Горина — Захарова утверждала: когда любят — тогда видно?

Перефразировав эту формулу, можно смело утверждать: когда врут — тогда видно.

Именно в силу того, что для человека врать противоестественно, он непременно выдает себя.

Вдруг человек становится излишне суетливым, у него начинают бегать глаза В речи возникают паузы, которые не только удивляют вас, но явно раздражают и самого говорящего. Он начинает ерзать на стуле, словно ему неудобно сидеть.

Или, наоборот, начнет говорить излишне вдохновенно, пафосно, но глаза при этом словно немного испуганные.

В своей жизни я встречал очень мало людей, которые умеют врать, что называется, органично. Они есть. Но, к счастью, большинство составляют все-таки не они.

Короче говоря, если вы будете внимательны к своему визави, вы непременно увидите, что он лжет.

Мы не раз уже говорили, что интервью дает человек свободный. И когда он начинает излишне фантазировать или лгать, он как бы попадает в плен собственных фантазий, собственной лжи.

Любая несвобода — это противоестественное состояние. Когда человек вдруг начинает вести себя непривычно — это должно вас насторожить.

По поводу того, как распознать ложь, — написаны целые книги. Книги, впрочем, о чем только не пишутся!

На самом же деле ложь человека вы в большинстве случаев ощущаете.

Другое дело: для того чтобы понять, где ложь, а где правда, невербальных признаков уже недостаточно.

Тут может помочь наша гвардия — наши вопросы.

Если вам кажется, что человек выдает вам лживую информацию, постарайтесь задать ему так называемые закрытые вопросы, то есть такие, которые требуют однозначного ответа: «да» или «нет», или те, что требуют конкретного ответа.

Как правило, когда человека, что называется, припирают к стенке и задают вопросы, на которые он должен однозначно ответить, — ему становится невыносимо тяжело врать и изворачиваться.

Вам надо взять интервью у ребенка по поводу того, прогулял он сегодня школу или нет. Как правило, в этой ситуации мы заходим издалека, начинаем спрашивать: — как сегодня было в школе, что нового... Ребенок может массу чего рассказать.

Можно действовать по-другому.

Вы спрашиваете:

— Ты прогулял сегодня школу?

— Нет, — говорит ваше чадо.

Но по его виду вы понимаете, это — неправда.

Ряд конкретных вопросов: «Сколько сегодня было детей в классе?», «Какие были уроки?», «Что давали на завтрак?» — заставляют его сдаться.

Если вы хотите получить информацию от человека, вы не должны делать вид, будто не замечаете, что он врет.

Человек, которого вы один раз в течение беседы поймали на вранье, скорее всего, больше не будет вам врать.

Он может стать раздраженным на какое-то время. Он может даже прервать разговор.

Но если он его продолжит — будет говорить правду.

Человек, который убедился в том, что вы не понимаете, что он лжет, — будет заниматься этим и дальше. И значит, интервью как способ получения информации перестанет иметь смысл.

8 выбрали

Мы часто носим маски: на работе, на улице, общаясь с друзьями и знакомыми, порой не снимаем их даже дома. Какие-то из них похожи на нас как две капли воды, другие разительно отличаются от нас настоящих. Давайте разберемся, зачем нам нужны эти психологические надстройки и какие у них могут быть недостатки.

Итак, зачем в принципе нужны маски? В разных жизненных ситуациях мы играем разные роли, и это нужно учитывать. Если на работе вы строгий начальник, приходя домой, приходится перестраиваться, чтобы не вести себя так же с родными. И наоборот, если общаться с подчиненными как с собственными детьми, пользы от этого не будет.

На мой взгляд, носить маски совсем неплохо, в определенные моменты жизни они очень даже нужны. Ну разве плохо улыбаться ребенку, даже если у самой кошки на душе скребутся? Или подбадривать любимого человека, когда и самой страшно?

С помощью масок можно решить некоторые психологические проблемы. Существует даже такая практика – ролевая терапия, во время которой людям предлагается вживаться в различные роли, чтобы преодолевать свои страхи.

Маски сами по себе – это лишь инструмент, использовать их можно и для хороших, и для плохих целей. А если мы используем маски только во имя добра, то в чем же проблема? Оказывается, и здесь есть некоторые сложности, которых хорошо бы избежать.

Навязанные маски

Бывает так, что какие-то маски или модели поведения мы используем не потому, что они нам нравятся, а потому что они навязаны: коллегами, окружением, близкими людьми. Например, родители с детства воспитывали в ребенке лидерские качества, и он привык надевать маску лидера. При этом, вполне возможно, человеку совершенно не хочется изображать из себя лидера, но он использует такую модель поведения по привычке. А когда наше поведение идет вразрез с нашими истинными желаниями, это неизбежно негативно сказывается на психологическом состоянии. Покопайтесь в своей "домашней гримерке" , посмотрите, какие маски вам совершенно не нужны – может, стоит без зазрения совести отнести их на помойку?

Надо ли всем нравиться?

Часто мы надеваем маски, чтобы нравиться другим людям, особенно часто так происходит с новыми знакомыми. Я не раз замечала, как люди, кажущиеся практически идеальными в начале общения, при долгом знакомстве теряют добрую половину своего обаяния. Естественное желание понравиться заставляет нас скрывать недостатки характера и подчеркивать достоинства.

С одной стороны, в этом нет ничего плохого. Но, с другой, получается, что окружающим нравимся не мы, а наши маски, и при более близком общении это становится очевидным – не можем же мы носить маску постоянно. Так стоит ли тратить столько сил и времени на людей, которым настоящие мы не нравимся? Ведь наши друзья и близкие люди любят нас такими, как мы есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Хотим быть лучше или казаться?

Еще одна причина, по которой люди надевают маски, заключается в том, что они чаще всего стремятся быть лучше, чем есть на самом деле . Мы все воспитаны на похожих принципах, мы хотим поступать хорошо, а не как проще, быть добрыми, а не злыми, отзывчивыми, а не бесчувственными. У одних это получается лучше, у других хуже, но казаться хорошими хотят практически все. Так, может быть, стоит постараться изменить то, что нам в себе не нравится, а не просто привычно надевать "хорошую" маску?

Ну и немного об искренности

А что же с искренностью? Часто открытое, искреннее поведение выглядит гораздо привлекательней, чем все наши самые симпатичные маски. Так что если можете себе позволить быть искренними – будьте.

Ну и напоследок забавный подход к маскам, который сформулировал знаменитый художник-сюрреалист Сальвадор Дали: "Если начнешь играть в гения, то непременно им станешь!" И ведь у него получилось!

Действительно, когда мы привыкаем изображать какие-то качества, они часто становятся частью нашего характера. Так что нам есть чему поучиться у собственных масок.

А какие маски носите вы? Как вам кажется, маски – это хорошо или плохо?

Тема не нова. Сейчас много говорят о тех "масках", которые мы носим в повседневной жизни, о том, как они появляются, и как, порой, подменяют оригинал.

Есть довольно известный фильм «Маска», снятый как раз на эту тему. Он прекрасно иллюстрирует ситуацию возможного «прирастания» маски и потери своей идентичности.

А если задуматься, знаем ли мы себя, себя истинных, без масок?

Ни для начальника, ни для супруга, ни для друзей, а для себя? Какие мы для самих себя? Когда мы последний раз встречались с собой-любимым, истинным и не прикрытым?

Может быть, кому-то и в голову не приходит, что лицо бывает обнаженным, а ведь бывает. И вот тогда можно увидеть истинную суть человека. Но в наше время это такая редкость. Для обнажения своей сущности необходимо бесконечное доверие, испытывать которое мы давно разучились.

Мы всегда в социуме , а он требователен и беспощаден, и потому мы вынуждены «держать лицо».


Приведу слова Линкольна на этот счет.

Однажды президент Авраам Линкольн, отвергнув рекомендацию своих советников назначить одного человека на важный пост, пояснил, что ему не понравилось лицо этого человека.

“Человек не отвечает за свое лицо”, – возразили советники.
“Каждый человек после сорока лет отвечает за свое лицо”, – ответил Линкольн.

Вот мы и отвечаем за выражение своего лица, порой, забывая расслабиться даже дома, наедине с собой.

Конечно, Линкольн имел в виду, что мужчина за сорок, должен уметь управлять своими эмоциями.

Но это уже «высший пилотаж».

Непроницаемое и спокойное лицо мудреца говорит о том, что он прошел долгий путь к себе. Его терпимость к внешним факторам базируется не на терпении, а на понимании происходящего.

Терпение чревато тем, что рано или поздно оно закончится, и мы получим бурю эмоций на пустом месте. Вот там где чаша переполнилась, там и затопит, не зависимо от объективных причин.

Т.е. на тройку сына реакция может быть как на опасную жизненную ситуацию - стимул не будет соответствовать реакции. Но тут уже ничего не поделаешь, с эмоциями непросто справиться, особенно если нет контакта с собой, и эмоциям вовремя не дается выход.

А если требуется "маска" для контакта с миром, то контакта с собой точно нет.

Есть необходимость произвести желаемое впечатление, понравиться, быть принятым. И заметьте, это не про поведение, продуманное или соответствующее задаче. Это про имидж, новое сотворение себя, по образу и подобию субъективно воспринимаемой социальной желательности. Он или они, если масок несколько, закрепляется и декларируется в любой ситуации, и в конце концов становится подменным(и) «я» личности.

И мы изо всех сил стремимся поддерживать этот вновь созданный образ. Многие «удерживают» лицо, даже находясь наедине с собой, а вдруг кто-то наблюдает? Возможностей расслабиться все меньше. А сегодняшняя страсть к селфи - ситуацию усугубляет многократно. У человека просто не остается интимного времени для себя. Некоторые умудряются даже за гигиеническими процедурами себя фотографировать. И, в конце концов, даже сами забывают, как они выглядят.


Итогом подобной ситуации, как мне кажется, может стать полное отвержение себя.

Это, отчасти, можно наблюдать уже и сейчас: накачанные губы, татуированные брови, сделанные носы, подбородки, натянутые лица.

Раньше, фраза «натянутое лицо» - означало лицо недовольное. По нелепой случайности, теперь оперативно натянутое лицо позволяет нравиться себе и считается красивым.


А что это, по сути? Это отказ от собственного образа, от своей индивидуальности и создание стационарной маски, т.е. вариант «держать лицо» уже не подходит, нужна монументальная, не снимаемая защитная маска.

От чего она защищает?

  • От неуверенности в себе,
  • от неприятия себя и своих особенностей,
  • от ранимости и т.д..

Человек, преобразовывая себя - ожидает эффекта гордости, удовлетворения и уверенности в себе.

Но правда-ли это помогает?

Большинство людей, прибегающих к такой кардинальной трансформации, со временем находят в себе другие недостатки и снова идут к магу – реконструктору. И так до бесконечности.

Рот уже не закрывается, глаза не открываются, под кожей шишки, а процесс «самосовершенствования» все продолжается. Выходит, что такой вариант борьбы с неуверенностью в себе не работает, или работает недолго?

Но, не смотря на это – все больше и больше людей прибегают к подобным методам, теряя здоровье, внешний облик, живость мимики, а иногда и просто превращают себя в монстров.


Это до какой же степени нужно ненавидеть себя, чтобы облик лысого, татуированного, шишкастого чудовища с вампирскими клыками нравился больше, чем свой собственный.

Но найти путь к себе, не прибегая к быстрым методам, не просто. Полюбить себя со всеми недостатками тоже трудно. Работа не на один день, и мало кто решается идти этой дорогой. А зря. Качество жизни в этом случае действительно улучшается, и здоровье остается с Вами, и радости в жизни больше.

Есть еще один разрушающий аспект ношения масок, помимо потери собственной игдивидуальности – моральное разложение и духовное оскудение.

В свое время я почитала немного исторических очерков о создании различного рода масок в разных культурах.

Вывод сформировался общий – маска защищает, предоставляет возможность, спрятавшись за ней – следовать своим желаниям, не опасаясь последствий.

Сейчас эту функцию несут аватарки в интернете. Помните, как у Тирсо де Молины: «Под маскою любой школяр графине может строить глазки». Это сейчас и происходит в сети. Человек, спрятавшись за свою аватарку, изливает на окружающих поток теневой желчи и не отвечает за свое поведение. А безнаказанность развращает. Поэтому с такой скоростью множатся разного рода тролли.

История венецианских масок прекрасно иллюстрирует ситуацию нравственного разложения.

Изначально м аска являлась символом Венецианского карнавала. Венеция всегда была социально благополучной провинцией. Жители Венеции создали неповторимую культуру, где человек, скрывая свое лицо, так же скрывал и свой социальный статус. Любой простолюдин, надев маску на карнавале, мог претендовать на роль вельможи. Дошло до того, что людям понравилась подобная игра настолько, что маски стали носить в повседневной жизни и вести распутный образ жизни. Даже монахини позволяли себе вне стен монастыря, спрятавшись под маской, придаваться разврату. Нравственный уровень резко падал. В конце концов, был издан закон, запрещающий ношение масок в повседневной жизни. Их разрешено стало одевать только на праздники.


Так что же происходит, когда мы неизменно носим свои нематериальные социальные маски в повседневной жизни?

Происходит приблизительно то же самое. Наши ценности подгоняются под образ, который мы стремимся создать. Со временем мы становимся другими и уже не понимаем, где наше, а где наносное. Наша истинная личность меняется, мы считаем, что под этой маской можно то, а под этой это…

Скромная и застенчивая девочка завидует свободе общения своей подруги. Она пытается ей подражать, наносит «боевой раскрас», отправляется в ночной клуб и пытается имитировать ее поведение. Создается ощущение легкости в общении, и девочка из раза в раз повторяет это поведение, натренировывая себя на понравившийся имидж.

Но подготовлена ли она к последствиям подобного поведения, ведь в отличие от подруги, под ярким макияжем скрывается ранимое и чуткое сердце. И то, что ее подруга походя отбросит, ее заденет чрезвычайно и заставит страдать. Но девочка считает, что этот образ роковой женщины ей совершенно необходим и продолжает его усердно культивировать, до полной потери себя.

А разве милая, нежная, домашняя девочка не может быть интересна такой, какая она есть? Сколько мужчин ищут таких девушек, потому что именно с ними хорошо создавать семью и растить детей.

Откуда вообще у этой девушки взялась мысль, что она не такая и ей следует стать другой. А вот это уже, как водится, из семьи.

Ребенку, который ощущает свою ценность таким, какой он есть, нет необходимости соответствовать какому-то образу , и у него есть все шансы прожить счастливую жизнь в гармонии с собой. А вот тому, который бесконечно слышит, что он не такой, не тот, не сможет за себя постоять, никогда не найдет партнера – приходится искать социально желательный образ себя, соответствующий представлениям и ожиданиям окружающих.

Мы часто удивляемся, как сильно человек меняется с возрастом.

Была такая милая девочка, а сейчас злобная тетка. Или, она была такая застенчивая и незаметная, сейчас такая живая и открытая. Или, он был таким неинтересным юношей, а с возрастом стал таким харизматичным мужчиной.

Кто-то скажет, что это груз прожитых лет и несчастья, или наоборот успех, так изменили внешность . Но, любопытно, что часто те, кто переживают страшные события, и, порой, опускаются на самое дно, вырвавшись оттуда - становятся более открытыми, спокойными и дружелюбными. Их лица выглядят просветленными и излучают любовь и доброту. Недаром говорят, что страданиями душа совершенствуется.

Не получается провести параллель между человеком, на чью долю выпали испытания и другим, кто жил легче. Скорее, тут внутренняя работа. Умиротворение не дается никому просто так, ни богатым, ни бедным, его нужно заслужить и выстрадать. Мне кажется, что когда с возрастом лицо открывается и проясняется, мы можем сказать, что человек прошел какой-то серьезный путь самопознания и ему больше не зачем носить маски.


Вы можете возразить, что доброе лицо тоже может быть маской. А вот и нет. Есть разница, которую можно заметить - это напряженные мышцы лица. Маску можно распознать по натянутости и неестественности эмоций.

Как много за жизнь нами создается масок. Есть маска для работы, есть маска для друзей, для близких, выходная – праздничная маска, и еще бог знает сколько. Как же должно быть много на нас этих слоев , слоев «субъективной социальной желательности».

Сколько слоев нужно снять, что бы найти под ними самого себя? И какой «ты настоящий»? И хотим ли мы на самом деле это знать? И да, и нет. Неизвестность, конечно, пугает. Никогда не знаешь, что там найдешь, может быть, это будет существо добродушное, а может быть, выпустишь монстра. Может быть, неизвестность все-таки лучше беспощадной правды? И легче и теплее под всеми этими защитными слоями?

На этот вопрос каждый отвечает сам. И каждый сам решает, как будет лучше для него.

Но я считаю, что каждый из нас, такой, какой он есть, способен привнести что-то очень важное в жизнь и в общество. Одинаково выглядящие и думающие люди – это толпа, а если грубо - стадо.

Не пытайтесь соответствовать, не стремитесь быть похожим на кого-то. Ваша индивидуальность нужна миру!!!

И снова вверну свое стихотворение. Как будто к месту.

Создание маски - это попытка защититься, скрыть от себя и от окружающих свою базовую психологическую травму. О разновидности масок и о поведении с их носителями, расскажет Ангелина Шам - бизнес-коуч, эксперт в области психологии бизнеса

Вы замечали, что люди на работе в определенных ситуациях ведут себя непредсказуемо и неадекватно: капризно, болезненно, по-детски? К сожалению, традиционные инструменты менеджмента бессильны справиться с такой ситуацией. Человек как будто теряет контроль над захватившими его эмоциями, и вы не можете пробиться сквозь их маску, чтобы обсудить вопрос спокойно и по-деловому.

Если любому человеку задать вопрос: «Вы хотите прожить жизнь счастливо, легко и радостно?», то каждый ответит: «Да, конечно». Однако что-то постоянно препятствует этому, и люди в сотый раз выбирают страдать, бояться и чувствовать недостаточность. Причина тому – наши детские психологические травмы, ранний травматичный опыт в отношениях с родителями и близкими людьми. Надо признать, что родители не бывают идеальными. Природа еще не создала такого маму или папу, которые всегда спокойны и нежны по отношению к ребенку, находят для него необходимое время и любовь, не проявляют никаких негативных эмоций даже в самых сложных ситуациях.

Дети в детстве часто страдают от «недружелюбного» поведения своих родителей. Надо ли винить в этом родителей и жалеть детей? Отнюдь. Природой все задумано не случайно. Человек в своей жизни должен пройти определенный путь взросления своей души, чтобы стать сильной и целостной личностью. Родители как будто специально по замыслу природы «травмируют» ребенка, чтобы он научился прощению и принятию, научился ценить себя и других людей, начал жить осознанно и счастливо.

Если родительские травмы становятся слишком болезненными для ребенка, он надевает на себя психологическую защитную маску, чтобы защитить себя от травматичного опыта в будущем. Однако часто происходит так, что маска становится привычным способом реагирования человека на любые ситуации, напоминающие ему детский болезненный опыт.

1. Например, бывают люди, носящие маску-невидимку . Случалось, ли такое, что вы замечали нового сотрудника через полгода после начала его работы?

Человек-невидимка ставит само право своего существования под сомнение. Тело его обычно кажется хрупким и как будто не полностью сформированным. Такие люди на деле оказываются умными и благоразумными, но, к сожалению, не ощущают своей ценности. Причиной тому является пережитая в детстве травма ненужности и нежеланности родителями. Видимо, ребенок в детстве чувствовал, что он – лишний на этом «празднике жизни». Он учился жить с ощущением, что он – никто и ничто, это даже слышно в его словах: «Мой руководитель сказал, что я – никто в этих вопросах, мне придется уйти». Спасения невидимка ищет в уединении и боится внимания окружающих. Ему трудно быть в коллективе, принять любовь и признание тех, кто рядом.

Однажды с одним руководителем мы шли по производственному цеху его компании. Он подошел к хрупкому пареньку за компьютером, легонько похлопал его по плечу, что-то коротко сказал, и мы пошли дальше. «Что вы сейчас сделали?» – полюбопытствовала я. «Этот парень работает у нас всего две недели, но уже придумал интересную «рацуху», – сказал мой клиент. – Я хотел его поблагодарить за это, но меня предупреждали, что он болезненно стеснительный, и я не хотел его при всех травмировать». Молодец руководитель!

Совет. Если в вашем окружении работает такой человек, берегите его маску, не требуйте от него близости, открытости, публичности. Уважайте его стеснительность и желание оставаться невидимым. Тогда вы сохраните его комфорт и сможете использовать весь его интеллектуальный потенциал и работоспособность.

2. Вторая маска, с которой можно столкнуться в офисе, – это маска зависимого человека . Этот человек в детстве больно переживал одиночество. Либо кто-то из его родителей ушел из семьи, либо его надолго отправляли в лагерь или к бабушке. Его травмированный детский мозг решил, что больше он не будет отпускать от себя людей. Зависимые люди имеют слабое обвисшее тело, печальные глаза, длинные беспомощно болтающиеся руки. Яркий образ такого человека – образ Малыша из мультфильма про Карлсона: всегда грустный, одинокий, создавший себе выдуманного друга для развлечений.

В рабочих отношениях этот человек любит быть жертвой, привлекать внимание своей беспомощностью, вызывать к себе жалость; легко плачет, цепляется за людей, болезненно воспринимает критику как угрозу расставания, постоянно обращается за советами, но не следует им. Они как будто специально попадают в разные истории, чтобы привлекать к себе внимание и не чувствовать себя одинокими.

Совет. Чтобы выстраивать продуктивные рабочие отношения с «зависимым», не поддерживайте его игру, не включайтесь в его эмоциональные рассказы, не «лечите» его проблемы. В противном случае вы дадите ложные ощущения близости с вами, и это рано или поздно станет проблемой в работе. Выстраивайте с ним изначально рабочие позитивные отношения, без перехода на дружбу и интимность.

3. Третья маска – маска мазохиста . Этого человека в детстве очень стыдили и унижали. Возможно, строгая деспотичная мать вечно придиралась к ребенку и была недовольна его внешним видом, поведением, манерами. Его неокрепшей душе ничего не оставалось делать, как трансформировать унижение в любовь, отсюда и сформировался мазохистический тип личности. Как правило, толстый, неловкий, неопрятный, с прыщами и шмыгающим носом, он всем своим видом готов вызывать чувство отвращения.

Однако ему так же, как и остальным, хочется быть значимым и любимым, поэтому себе во вред он старается быть очень хорошим, взваливает на себя гору работы, проявляет ненужную заботу об окружающих. С удовольствием воспринимает критику, благодарит вас за это, как будто вы доставили ему этим удовольствие. Им легко манипулировать и использовать его, потому что собственное достоинство у него подорвано травмой, и он не чувствует личных границ, впуская туда любого и страдая от этого.

На первый взгляд кажется, что они – идеальные исполнители, безропотно взваливающие на себя любые задачи. Однако если травма сильна и маска крепка, то они это делают лишь с одной целью – провалить задачу и получить порцию наказания. Им с трудом дается личная трансформация и им трудно руководить другими людьми.

Совет. Поскольку в желании быть хорошим он готов согласиться на любую работу, не надо попадаться в эту ловушку. Дозированные задачи, частый и регулярный контроль, заслуженная похвала в случае успеха, обучающий разбор неудачи в случае провала. Ему надо создавать ощущение маленьких заслуженных побед для формирования уверенности в своих силах и ощущения истинной значимости в коллективе, а не «мальчика для битья».

4. Четвертая маска – маска контроля . Это маска силы и влияния. Выдает ее в первую очередь тело, излучающее мощь. У мужчин это – широкие красивые плечи, останавливающие взор бицепсы, выпяченная грудь. У женщин эта сила сосредоточена в области живота и бедер. Маска контроля формируется в результате детского переживания предательства со стороны родителей. Поскольку ребенок терпит от этого боль, для защиты от этих страданий он решает стать сильным, ответственным, чтобы контролировать все и всех. Контролирующий – сильная личность с активной жизненной позицией. Распространенный типаж деспотичного руководителя. Обычно такой человек убежден в своей правоте, стремится убедить в ней других, действует быстро и решительно. Легко манипулирует людьми, с трудом доверяет им. Сталкиваясь с более сильной личностью, ретируется из страха потерять контроль. Любит скорость и раздражается из-за промедления. Человек с маской контроля всегда добавит свои «пять копеек» в то, что делают другие.

Он не растит своих подчиненных, потому что держит власть полностью в своих руках и боится им делегировать большие задачи. В какой-то момент такой человек становится тормозом на пути развития себя, своей команды и бизнеса.

Совет. Эти люди стремятся в руководство и созданы для него. Однако, чем сильнее их травма, тем более уязвимы они к критике и ощущению потери контроля. Признают они только еще большую силу и большую компетентность, чем у них. Поэтому, если хотите иметь в своем окружении таких людей, надо быть для них авторитетом, иначе вы можете утонуть в силовых позиционных войнах за власть и за лидерство.

5. И, наконец, пятая психологическая маска – маска совершенства . Человек, носящий эту маску, отличается прямым, негибким, пропорциональным и идеально сложенным телом. Движения его скованные, чем выдают закрытость и сдержанность. Челюсти обычно сжаты, шея гордо выпрямлена, голос звучит громко и ровно.

Эта маска сформировалась в детстве как защита от болезненной родительской несправедливости, когда ребенок решил, что будет во всем безукоризнен. У него силен страх ошибки, он боится показаться несовершенным. Поэтому на вопрос «как дела» быстро и весело отвечает: «Прекрасно». Редко болеет, не позволяет себе слабость, кажется холодным и бесчувственным, но выглядит привлекательным. В конфликте будет отстаивать свою точку зрения до тех пор, пока его не признают правым. «Быть правым важнее, чем быть счастливым» – это про них.

Этим людям свойственно то, что в психологии называется словом «ригидность», что означает «негибкий». У них слишком крепкая собственная система убеждений и правил. Попытки их изменить или скорректировать при прямой атаке будут разбиваться об его маску. Он будет это делать из искреннего желания навести порядок и добиться справедливости. Там, где нужна гибкость мышления и пластичность поведения, они будут чувствовать свою несостоятельность. Такие люди хороши как оплот стабильности и постоянства. Их неслучайно много в науке и в религии, где невозможно отступать от существующей парадигмы.

1 -1

Что такое эти маски? По сути, это копинговые стратегии - приемы, которые мы применяем, чтобы справиться с трудными ситуациями в повседневном общении. Они оберегают нас, как броня, но могут помешать в отношениях с самыми близкими. Осознав, какую защиту мы привыкли использовать, мы можем начать исцеляться от прошлых ран и наслаждаться настоящей близостью с родными людьми.

Хотя копинговые стратегии столь же разнообразны, как и наши личности, вот десять наиболее типичных масок.

1. Крутой и невозмутимый

Всем внешним видом этот человек дает понять, что он останется спокойным в любой ситуации. Удерживаясь над волной во время конфликтов или посреди хаоса, он взирает на вас с самообладанием тибетского монаха.

Однако при этом происходит одна из двух вещей.

Его закупоренные в бутылку эмоции рано или поздно приводят к нервному срыву. Или же он периодически нажимает клапан и выпускает пар, когда никто не видит. Спокойный и невозмутимый босс может взорваться и накричать на кассира в супермаркете или отправить разгромное письмо подчиненному, который сделал незначительную ошибку. Но не волнуйтесь - он и в этом случае контролирует ситуацию и знает, кого можно выбрать на роль стрелочника, а кого нет.

2. Юморист

Юмор - блестящий защитный механизм. Если вы смеетесь, значит, уже не плачете. Хотя порой это все-таки выглядит очень похоже.

Юмор может предотвратить сближение, не даст подойти к вам слишком близко и узнать, что у вас на душе.

Юморист шутит, чтобы разговор не стал слишком глубоким и реальным, чтобы избежать дискуссии и обмена мнениями. Неспособный выслушать партнера до конца, он надевает маску юмориста и шутя закрывает тему. Так он уходит от конфликта, но не решает проблему. Привыкший отшучиваться по любому поводу, юморист никого не подпускает слишком близко и в чем-то остается одинок.

3. Вечный отличник

Некоторые люди становятся отличниками не из-за любви к пятеркам и грамотам. Для них это защитный механизм.

Если все сделано правильно, значит, их мир не разлетится на куски. Конечно, в жизни отличника есть приятные моменты. Он получает свою минуту славы и похвалы, но его спутником всегда остается тревога - оборотная сторона этой маски.

В дальнейшей жизни и отношениях у вечного отличника всегда присутствует страх ошибки. В партнерских отношениях его позитивные и пробивные качества - упорство, одержимость идеей - иногда могут сыграть против него.

4. Мученик-спасатель

Многим знакомы люди, которые горят на работе, самоотверженно в одиночку спасают мир и идут на любые жертвы ради близких. С одной стороны, они способны соединить семьи своим состраданием, с другой - могут лишиться тех, кто их любит, из-за постоянных рассказов о своих жертвах. Они делают добро - и тут же делают из этого драму.

Мученик стремится занять свое место в мире и верит, что может сделать это, только если будет играть самую важную роль в чьей-то жизни. Но это заставляет людей чувствовать себя неловко рядом с ним и вносит в отношения дискомфорт.

5. Буллер

Любой коллектив, где нам приходилось работать, по своей сути - пятый класс средней школы на переменке. Школьный двор со всеми разновидностями буллеров, всех видов и оттенков.

Их методы контроля могут быть очень тонкими. Они используют мягкую манипуляцию, чтобы заставить вас думать, как они, - или агрессивный натиск, вплоть до применения грубой силы. Буллер выглядит непробиваемым, раздавая всем указания и устанавливая свои порядки, но за этой маской скрывается неуверенность и страстная жажда признания.

Буллер так сильно нуждается в уважении и признании, что готов получить их любой ценой, нарушая всякие границы.

6. Любитель все контролировать

Ему нужно быть уверенным, что все лежит на своих местах, все тетради аккуратно обернуты в обложки и карандаши заточены.

Как курица-наседка, он не выпускает никого из поля зрения и чувствует ответственность за всех, кто рядом, - даже если они этого не хотят. Контролируя все и всех, такой человек справляется со своим основным страхом неизвестности, неопределенности.

Хотите узнать, кто в вашем окружении носит маску контрол-фрика? Он проявит себя сам, как только что-то пойдет не так, как он запланировал.

7. «Самоед»

Страдающий от самого хронического и запущенного случая неуверенности в себе, он невольно внушает такое же отношение и другим.

Этот человек спешит себя унизить до того, как это сделает кто-то другой. Он верит, возможно неосознанно, что так спасет себя от бед и разочарований. Он избегает любого риска и одновременно - любых отношений.

8. «Очень приятный человек»

Он готов на все, чтобы заслужить одобрение тех, кто рядом. Если в вашем окружении есть коллега, который постоянно спрашивает совета у друзей, экспертов, коучей, то это он - «очень приятный человек».

Его взгляды и ценности нередко мимикрируют в течение одного и того же дня в зависимости от обстановки. Это происходит потому, что его представление о себе полностью состоит из мнений других людей, и без них он попросту теряет себя.

9. Молчун

Человек под этой маской просто панически боится ошибок и отвержения. Лучше он будет терпеть одиночество, чем пойдет на риск и сделает то, что может кому-то не понравиться. Он молчит или говорит мало, потому что боится сказать что-то не так.

Как и перфекционист, человек, скрывающийся за маской молчуна, считает: все, что говорится и делается в этом мире, должно быть совершенным. Хотя весь окружающий мир всем своим видом доказывает обратное.

10. Вечный тусовщик

У него очень много знакомых, календарь заполнен до отказа приглашениями на светские мероприятия. Возможно, в его жизни недостает смысла, возможно, он забивает свои дни до отказа вечеринками и мероприятиями, чтобы не оставалось времени об этом подумать.

Или все проще, и его единственный талант - это светские беседы?

Лучшие статьи по теме