Портал для родителей - Kinikids
  • Главная
  • Дети
  • Дима санакоев. Дмитрий санакоев. Ваш прогноз ситуации в регионе

Дима санакоев. Дмитрий санакоев. Ваш прогноз ситуации в регионе

"Шах цхинвальскому режиму московского происхождения!" - так оценил итоги альтернативных выборов президента Южной Осетии однофамилец неожиданного соперника Кокойты, журналист Владимир Санакоев.

Напомним, что 12 ноября в непризнанной республике Южная Осетия прошли "двойные выборы": одни на территории, контролируемой правительством Кокойты, вторые, альтернативные - на подконтрольной Тбилиси, в основном в грузинских селах. Согласно официальным заявлениям, в первых приняло участие около 52 тысяч человек, во вторых - около 42 тысяч. За первого президента проголосовало 96% избирателей, за второго - 88%. То есть оба получили абсолютное большинство голосов. И теперь у непризнанной республики есть уже два непризнанных президента...

Говорить, как планируют работать в таких условиях оба правительства, сейчас довольно сложно. Факт, что непризнанное правительство Кокойты, так или иначе, но признано стороной конфликта. Альтернативному правительству, наверное, еще предстоит доказывать свою "дееспособность".

Чтобы разобраться в ситуации, мы встретились с победителем "альтернативных выборов" Дмитрием Санакоевым. Новый президент Южной Осетии пока не обзавелся офисом в Тбилиси, так что интервью состоялось в его личном автомобиле. Два крутых джипа с соответствующими номерами "BOS" и "VIP" остановились прямо на проспекте Руставели. Горожане с любопытством гадали - кто восседает в джипе с мигалками, и чьи это "соколы" из личной охраны сверлят пронзительным взором остановившихся у непривычного кортежа зевак.

- Ваш прогноз ситуации в регионе?

Шаг, который мы сделали, направлен на установление мира. Наши мирные инициативы будут скоро озвучены - мы призовем все стороны к миру.

- Каковы основные пункты Вашей программы?

Один из важнейших пунктов - это демилитаризация зоны. В зоне конфликта должны остаться только те силы, которые призваны поддерживать мир.

- Как будет происходить эта демилитаризация?

Она будет происходить по тем принципам, которые зафиксированы в соглашениях, подписанных в 1992 году в Дагомысе между правительствами России и Грузии с участием Южной Осетии и Североосетинской Республики. Это соглашение предусматривает разоружение, демилитаризацию зоны и восстановление экономики. Мы говорим, что все стороны должны вывести войска, которые незаконно находятся в зоне конфликта. (Я не имею в виду миротворческие силы.) Что касается полицейских и милиции, то они должны неукоснительно поддерживать правопорядок и гарантировать безопасность граждан.

- Что мешало демилитаризовать зону конфликта до референдума?

В основном, недоверие между переговорщиками.

- А сейчас есть доверие?

Сейчас этого доверия тоже нет, но есть сила, которая будет призывать обе стороны к решению тех проблем, которые они не желают видеть. Сегодня Грузия не хочет подписывать договор о ненападении, но в то же время говорит: "Мы готовы подписать, но мы не согласны, чтобы там не было других вооруженных формирований, кроме миротворческих". И в то же время они говорят, что российские миротворцы должны выполнять предписанные им обязанности. Я говорю, что не только эти миротворцы, но все миротворческие силы должны выполнять договоренности. Народ, который там проживает, требует мира. Мир, который требует народ, давно должен быть установлен, но до сих пор за нас решали другие. Мы говорим, что осетины должны построить этот мир вместе с грузинами. Мы говорим также, что надо менять переговорщиков.

- Будет ли альтернативное правительство сотрудничать с цхинвальскими властями?

Мы не считаем себя альтернативным правительством - мы считаем себя правительством Южной Осетии, потому что нас избрал народ Южной Осетии. Я принимаю выборы, которые прошли в Цхинвали, и понимаю выбор осетинского народа. Но режим, который там существует - он ничего не сделал для народа. Они всегда говорили, что грузинская сторона ничего не делает для мирного решения конфликта, что она их игнорирует. Да, может, игнорируют, но они сами ничего не сделали, чтобы провести эти выборы демократическим путем.

- Вы лично готовы взаимодействовать с правительством Кокойты?

Я к этому готов, чтобы примирить народы.

- У Вас были с ним встречи или телефонные переговоры?

Нет, не было, и если честно, пока не собираюсь. В сторону цхинвальского правительства наши инициативы будут озвучены в начале декабря. Страсти в Цхинвали еще не улеглись, они еще не осознали, что есть новая сила, с которой нужно вести диалог не силой оружия, а силой слова, вот тогда мы сможем с ними говорить и убеждать. У меня нет никаких мыслей, чтобы разговаривать с цхинвальским правительством. Не хочу и не буду. Если они способны вести нормальный, правильный диалог - будем разговаривать, нет - не будем.

- А какая тогда альтернатива?

Если они хотят мира, хотят, чтобы Республика Южная Осетия состоялась, чтобы стала подконтрольной единой власти, значит, желание есть.

- А если не хотят?

Значит, они не хотят видеть республику такой, какой ее видим мы - хотят, чтобы республика была раздроблена, чтобы там была конфронтация. Значит, это не политическая сила. Политик не может допустить, чтобы народ раздваивался, жил на фоне конфронтации, терял свои территории.

- Почему Кокойты объявил Вас в розыск?

Он представляет тоталитарный режим, который везде погибает - в том же Ираке, в той же Германии. Можно назвать и другие государства, где режим себя исчерпал: диктатурой нельзя удержать народ - можно лишь до определенного времени. Я считаю, что все действия по возбуждению уголовного дела, по факту преследования или еще чего-то - это не народная власть, это режим, который таким образом сохраняет свою власть в регионе, по-другому у него ничего не получается.

- Как Вы оцениваете роль России в урегулировании конфликта?

Роль России огромна, и она должна обязательно сделать все, чтобы в регионе восстановился мир.

- Ваше правительство готово к диалогу с Москвой?

Мы готовы вести переговоры и соблюдать все договоренности, и мы готовы отстаивать в регионе интересы как России и Грузии, так и международного сообщества. Если эти интересы где-то не совпадают и для России важно что-то другое, то пусть они делают без нас.

- Москва признает Ваше правительство?

Москва не признает ни одно правительство. Она признает волю народа, она это учитывает, но Москва поддерживает принцип территориальной целостности, она не может себе позволить ничего другого. В то же время она предлагает свой вариант решения спорных вопросов - создание нового демократического государства. Намек понят. Мы говорим, что народ должен примириться и жить в монолитном государстве.

- Какой Вы видите Южную Осетию в будущем?

Республика. Автономия - это не независимость. Грузия в скором будущем, когда проблемные вопросы будут мирно урегулированы, должна поменять государственное устройство и стать федеративным государством. Для нас это важнейший вопрос: все события 20-х, 90-х годов приводили к кровопролитию. Мы должны быть конституционно защищены.

- Грузинское правительство Вас поддерживает?

Я не могу говорить за грузинское правительство. Они не признают ни те, ни другие выборы. Но у нас есть полномочия говорить с правительством Грузии об условиях мира.

- Вы встречались с представителями грузинского правительства?

Пока нет. После инаугурации я планирую договориться о встречах на высшем уровне.

- Где будет находиться правительство Южной Осетии?

Оно будет находиться в Южной Осетии в селении Курта. Работа правительства будет строиться на законодательстве Южной Осетии, основываясь на Конституции Южной Осетии.

- Как и кем будет укомплектовано правительство?

Добрыми, порядочными, честными людьми.

- Людьми из Южной Осетии?

Главное, чтобы они были квалифицированными сотрудниками. Будут приглашаться и из Москвы, из Тбилиси.

- Кому принадлежит идея альтернативных выборов?

- Лично Вам?

Не только мне. Комитету национальному спасения. Граждане Южной Осетии, которые там работали, нашли в себе силы сказать, что иначе мы пропадаем. Как бы их не называли - предателями, маргиналами, это честные, порядочные люди. Жизнь покажет, кто был прав. Есть один суд - Божий, и рано или поздно мы все предстанем пред ним.

В этом ноябре многие опасались вооруженного противостояния. Считаете ли Вы, что альтернативные выборы на некоторое время ослабили напряженность?

Да, конечно.

- А отставка министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили?

Удивительный народ журналисты! Причем тут Окруашвили, и причем тут Южная Осетия, в данной ситуации? Не хочу даже обсуждать этот вопрос. Окруашвили является министром правительства Грузии. Даже будучи министром экономики, он может принимать разные решения в правительстве - например, он может вынести на обсуждение проблему решения южноосетинского вопроса силовым путем. Есть президент Грузии, который хочет видеть Окруашвили на другом направлении. Если это послужило разрядке напряженности - значит, это положительный шаг президента Грузии. Он хочет показать всему миру, что он желает мира.

Цхинвали находится в сфере интересов не только Москвы, но и Вашингтона. На Ваш взгляд, где соприкасаются эти интересы? Готовы Вы ли сотрудничать с обеими сторонами?

Я так далеко мыслить не хочу. Где сталкиваются интересы - не знаю. Если они где-то сталкиваются в Южной Осетии, то не хочу ни Америки, ни России. У Америки и России есть большое поле деятельности, где они могут показать свою силу, но только не в Южной Осетии. Если Кокойты как-то участвует в этих планах, то он не имеет на это права. Если Грузия хочет в этом участвовать - она тоже не имеет права. Народ этого не хочет.

- Какие документы предъявляли избиратели на выборах?

Югоосетинское руководство выдавало паспорта гражданам осетинской национальности, но грузины в осетинских анклавах их не получали. Власти мотивировали это тем, что они получат позже. В альтернативных выборах участвовало 42 тысячи граждан Южной Осетии. Вот столько людей было обделено выборами. Если по закону Южной Осетии ты являешься гражданином республики, то почему тебе не выдают паспорта? Они могут апеллировать к тому, что те люди якобы сами не захотели. Тогда почему они обделены правом голоса? Почему за них кто-то должен решать свои вопросы? Мы говорим - давайте помиримся, давайте вместе решим все проблемы. И перед Грузией вопрос поставим, и перед Россией: здесь мы живем, и мы здесь друг друга истребляли ради чьих-то чужих интересов.

- Принимали ли участие в выборах в Эредви люди с территории, контролируемой цхинвальскими властями?

Да, и осетины тоже принимали участие в этих выборах. Была бы возможность свободного передвижения, их было бы намного больше. Если б мы смогли договориться, то Центральная избирательная комиссия [цхинвальская. - Л. В., И. Ч.] включила бы в свой состав граждан грузинской национальности - делегатов населения Ахалгорского и других районов. В этом случае выборы прошли бы по-другому.

В 1997-2001 годах Вы были министром обороны Южной Осетии, вице-премьером и, наконец, главой кабинета министров в правительстве первого президента Людвига Чибирова, который вел переговоры с правительством Шеварднадзе. Как в то время решались проблемы демилитаризации и проблемы установления доверия? Что конкретно было сделано Вами в этот период?

У нас были договоренности, и мы старались их соблюдать - как с грузинской стороны, так и с осетинской стороны. Мы верили друг другу, верили, что войны больше не будет, мы хотели, чтобы войны больше не было. Естественно, каждое руководство стремилось к тому, чтобы в зоне конфликта находились только миротворческие силы.

- Вы считаете, что достигнутые договоренности нарушило правительство Кокойты?

Не только правительство Кокойты - его нарушили все участники переговорного процесса. Россия и Грузия со своей стороны допустили, чтобы миротворцы не вмешивались в их дела. Если бы миротворческим силам был дан соответствующий приказ, они бы никого не допустили в зону конфликта. Они сегодня имеют достаточно сил и средств, чтобы нормализовать там обстановку, но соответствующих приказов они не получали. Они стоят и молча наблюдают за процессами, которые происходят - вооружение населения, нагнетание обстановки. В зонах, которые они контролируют, миротворцы уже ничего из себя не представляют, но они могут представлять там силу, которая мирным путем разрешит ситуацию.

- Вооружается как грузинская, так и осетинская сторона?

Естественно, разве этого не видно? И грузинская сторона подбрасывает туда свои вооруженные формирования, и осетинская роет окопы и вооружает свое население.

Как Вы предполагаете работать с Вашим правительством в условиях, когда часть населения Южной Осетии не признает альтернативных выборов?

Но и другая часть населения не признает итогов выборов в Южной Осетии. Получается, что народ, который проживает на территории Южной Осетии разделен по национальному признаку. То есть грузины говорят, что хотят мира и создания республики в составе Грузии, осетинская часть говорит, что хочет мира и выхода из состава Грузии. И если проводить референдум именно демократическим путем, то надо учитывать волю всего народа, который проживает на территории Южной Осетии. Если я хочу делать то, что ты не хочешь, это не значит, что я должен потащить за собой и тебя. Проводить референдум и определять судьбу республики нужно всем вместе и сообща, и только тогда это будут признано. Существуют международные принципы, согласно которым республика или территория может выходить из состава страны и образовываться в какую-то другую республику или оставаться в составе государства, в котором оно живет. Поэтому путь, который избрало правительство Кокойты - не тот путь, нам нужно идти демократическим путем.

- Можно ли сказать, что сегодня население Южной Осетии расколото на два противоборствующих лагеря?

Я бы не сказал, что на два лагеря. Существуют два мнения, но это не значит, что противостоящие стороны станут друг в друга стрелять. Это самый наихудший вариант из того, чего добиваются люди в Цхинвали. Мы говорим, что уважаем выбор осетинской части населения в сторону России, но этот путь ни к чему не приведет и это мнение не будет признано. Я хочу, чтобы Южную Осетию признали все. Когда мы все вместе и сообща будем определять свой путь, то ни у кого не будет сомнений - признавать или нет наш выбор.

Пожалуйста, прокомментируйте подробнее цифру в 42 тысячи принявших участие в альтернативных выборах. По данным ЦИК Грузии, на неподконтрольной правительству Кокойты территории Южной Осетии проживает только 14 404 избирателя.

Что касается грузинской части населения, то ЦИК зафиксировал не всех избирателей, а то число избирателей, которые пришли на выборы. Но надо учитывать и беженцев, которые проживают в Тбилиси, Гори, в других регионах - они тоже приехали и выразили свое волеизъявление. Я ничего плохого в этом не вижу. Это свидетельствует о том, что люди хотят демократическим путем урегулировать конфликт. В Южной Осетии во время предыдущих парламентских выборов количественный состав избирателей был около 20-ти тысяч, но сегодня эта цифра выросла до 55 тысяч. Неужели за эти пять лет население так выросло?!

Претензии есть и с той и с другой стороны, но они должны быть обоснованы и удовлетворены. Я объясняю количество избирателей тем, что многие из них не участвовали или не хотели участвовать на предыдущих выборах в парламент Грузии. А сегодня они решили принять участие в альтернативных выборах.

- В Цхинвали Вы объявлены изменником родины. В этих условиях реально сотрудничать с правительством Кокойты?

А кто объявил меня изменником? Я это правительство не признаю. Я не изменник. Я родину не предавал - наоборот, хочу защитить мою родину. Что касается режима Кокойты, я может быть, противоречу интересам той власти. Но интересы народа и власти - не одно и то же, в данном случае они не совпадают. Сегодня цхинвальский режим запугивает и преследует всех инакомыслящих, объявляет их врагами народа. Если я думаю по-другому - значит, я враг народа. Я не хочу жить под протекторатом режима Кокойты. Я уже сделал свой выбор. Я хочу жить вместе с моим народом в нормальном демократическом государстве, называемом Южной Осетией.

- Какие конкретные шаги запланированы на первую половину 2007 года в работе альтернативного правительстве?

Мобильные шаги. Мы будем стараться возобновить переговорный процесс с участием России, Грузии, международного сообщества, чтобы началась демилитаризация зоны, чтобы стороны поверили друг другу. Когда будет восстановлено доверие, будем реализовывать экономические и социальные проекты.

- Есть ли у Вас конкретная программа по восстановлению экономики Южной Осетии?

Естественно. Она будет четко очерчена после формирования правительства. Люди, с которыми мы работаем, должны придти со своими наработками, и мы должны выработать оптимальные варианты. Они будут направлены на восстановление инфраструктуры республики, развитие социальной сферы. Это вы сможете оценить уже в начале июня 2007 года.

Вы выступаете за республику Южная Осетия в составе федеративного государства Грузия? Считаете ли Вы, что этот вариант приемлем для всего населения Южной Осетии?

Я другого выхода не вижу. Все процессы противостояния, которые произошли в начале и конце двадцатого века, были направлены на достижение государственности для южных осетин. Мы и тогда и сегодня конституционно незащищены. Свою дальнейшую судьбу мы сможем определять тогда, когда будем защищены конституционно.

Во время революции в начале века Грузия выходила из Российской империи, образовывалось государство. В Южной Осетии тоже произошла революция, а здесь этого не поняли, началась война. Грузия вышла из состава СССР во время развала Союза - опять не поняли, и снова война. Если у нас будет своя признанная всеми республика, то мы сможем принимать решения сами.

- У Вас была возможность участвовать в выборах в Цхинвали? Если да, то почему Вы ее не использовали?

Конечно, была, но в данном случае все кандидатуры кандидатов были согласованы с режимом. Но с теми взглядами, которые я хочу реализовать, меня, конечно, и арестовали бы, и похоронили.

- Была вероятность физической ликвидации?

Естественно. До выборов меня пригласили в соответствующую тамошнюю спецструктуру и взяли расписку о том, что я не буду баллотироваться в президенты.

Мы оказались случайными свидетелями, когда Вам позвонили и сообщили насчет взрыва в цхинвальском универмаге. Может ли ситуация в регионе обостриться после инаугарации Кокойты или после Вашей инаугурации?

Если кто-то захочет обострить ситуацию - он это сделает. Ради чего? Чтобы дестабилизировать ситуацию, запугать население, сказать, что Санакоев, Каркусов и другие хотят, чтобы осетины погибали, попытаться доказать, что мы предатели. Вот, в центре города произошел взрыв: если правоохранительные органы не могут контролировать ситуацию, значит, власти не способны ничего решать. Я обвиняю цхинвальские власти в том, что они сами спровоцировали эту ситуацию.

- На территории Южной Осетии находятся вооруженные формирования из республик Северного Кавказа?

Нет. Есть местные ребята, которых ввели в заблуждение: не силой надо решать проблемы - есть дипломатические, государственные механизмы. Ни самолетами, ни танками ничего не решишь. Если все будут убеждены, что будет мир, зачем им сейчас бряцать оружием?

Ваши выборы получили широкое освещение на грузинских телеканалах. Означает ли это, что они получили административную поддержку руководства Грузии?

Это точка зрения российских и цхинвальских средств массовой информации. В Цхинвали и сегодня достаточно людей, которые нас поддерживают. Мы просто взяли на себя роль возглавить это движение отсюда.

На свою инаугурацию Кокойты пригласил Михаила Саакашвили. Вы пригласите на свою инаугурацию Президента Грузии?

Инаугурация состоится примерно 27 ноября. Но президента Грузии мы приглашать не будем. Грузинское правительство не признает альтернативное правительство Южной Осетии. Зачем приглашать, если знаешь заранее, что гость не придет?

Примечание:

В правительстве непризнанной республики

Союз национального спасения Южной Осетии

Решением парламента Грузии от 11 мая создана временная административно-территориальная единица, главой администрации которой указом президента Саакашвили назначен Дмитрий Санакоев.

Бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили назвал Санакоева «карикатурной персоной» и «абсолютно неавторитетным среди осетинского народа», считая его появление в политике единственным результатом попыток Михаила Саакашвили «объединения страны». В 2007 году журнал «Профиль » писал, что «временная администрация» в грузинском селе Курта создана при участии грузинских спецслужб в грузинском селе Курта , называя её главу Санакоева «проигравшимся карточным игроком». Как отмечал журнал, «вокруг него еще две-три аналогичные фигуры, которых в Цхинвале иначе как предателями никто не называет».

Покушения

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Дмитрий Рогозин
  • Дмитрий Савельевич Шуваев

Смотреть что такое "Дмитрий Санакоев" в других словарях:

    Санакоев, Дмитрий Иванович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Санакоев. Для улучшения этой статьи желательно?: Добавить иллюстрации. Проставив сноски, внести более точные указан … Википедия

    Санакоев, Дмитрий - Глава прогрузинской временной администрации Южной Осетии Глава прогрузинской временной администрации Южной Осетии с мая 2007 года (был назначен на этот пост постановлением президента Грузии Михаила Саакашвили), в ноябре 2006 года победил на… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Дмитрий Иванович Санакоев - (р. 10 мая 1969, Цхинвали) глава признаваемой Грузией администрации Южной Осетии. Родился 10 мая 1969 в Цхинвали. Осетин. В 1986 1993 закончил Цхинвальский педагогический институт (в 1987 был призван в ВС СССР, служил на территории Литовской ССР) … Википедия

    Санакоев, Дмитрий - Дмитрий Иванович Санакоев (р. 10 мая 1969, Цхинвали) глава признаваемой Грузией администрации Южной Осетии. Родился 10 мая 1969 в Цхинвали. Осетин. В 1986 1993 закончил Цхинвальский педагогический институт (в 1987 был призван в ВС СССР, служил на … Википедия

    Санакоев Дмитрий Иванович - Дмитрий Иванович Санакоев (р. 10 мая 1969, Цхинвали) глава признаваемой Грузией администрации Южной Осетии. Родился 10 мая 1969 в Цхинвали. Осетин. В 1986 1993 закончил Цхинвальский педагогический институт (в 1987 был призван в ВС СССР, служил на … Википедия - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хугаев. Герасим Хугаев … Википедия

    Тибилов, Леонид - Президент Южной Осетии Президент Южной Осетии с апреля 2012 года. В 1992 1998 годах возглавлял органы госбезопасности республики, в 1998 2002 годах занимал пост первого заместителя председателя правительства Южной Осетии. В 1999 2002 годах… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Недавно стало известно, что грузинские власти хотят упразднить так называемую временную администрацию Цхинвальского региона. Никакого отношения, кроме номинального к Южной Осетии этот орган не имеет, но юридически Тбилиси считает, что руководство этого аппарата являются легитимными властями РЮО. Учитывая, что российскому читателю мало известно об этой структуре, немного расскажу об этом.

Фальшивая администрация

Южная Осетия окончательно отделилась от Грузии в первой половине девяностых. Тогда была объявлена независимость, и тогда же Тбилиси стал врагом № 1 для властей непризнанного государства. Многочисленные переговоры с привлечением посредников всех мастей прекратили интенсивные боевые действия, и республика перешла в новый этап своей истории. Независимость, казалось бы, приобрели, но в качестве довеска получили экономический кризис, разбомбленную промышленность, уничтоженную инфраструктуру и огромные проблемы в социальной сфере. Первый лидер РЮО Торез Кулумбегов со своей командой пытался что-то делать, чтоб выйти из затруднения, но ничего не выходило — внутренних ресурсов для самообеспечения не было. Жили за счет контактов с Россией и той же Грузией. Положение страны было отчаянным. Но вот пришел Людвиг Чибиров , который первыми своими инициативами, отдалил Цхинвал от Тбилиси. Даже занимаемый им пост председателя Верховного совета был заменен должностью президента. Но при Чибирове наметилась одна тенденция — население республики начинало вновь зависеть от Грузии экономически. Товары первой необходимости, автомобили и, говорят, даже наркотики везли практически только из Грузии. Наметился некоторый экономический прогресс. Во власть тем временем стали приходить люди, откровенно симпатизирующие тбилисскому режиму. Но винить в этом Людвига Алексеевича несколько несправедливо, ибо тогдашнее российское руководство не особо-то стремилось тесно контактировать с Осетией. Собственно, в конце девяностых все и начинается.

Тогда в высшие эшелоны власти пробивается Дмитрий Санакоев . Молодой человек достаточно быстро построил карьеру. Всего лишь в 24 года он уже возглавлял один из ключевых отделов Министерства обороны, а уже через несколько лет ему достается должность вице-премьера Южной Осетии. Успех его объясним достаточно просто — Санакоев проявил себя геройски во время первой войны с Грузией, плюс ко всему успел повоевать за независимость Абхазии.

В 2001 году Дмитрий Санакоев становится премьер-министром Южной Осетии. Он практически сразу начинает вести политику реинтеграции. По его мнению, все попытки РЮО соединиться с Северной Осетией и все старания развиться в самостоятельное государство потерпели крах. И по этой причине Цхинвалу следует признать тот факт, что «без экономики Грузии нам не выжить». В то время такие речи звучали из уст многих, и тогда премьера никто умалишенным не обозвал. Но глава правительства толком не успел ничего сделать — Тбилиси почему-то не торопился идти навстречу, а местные политики стали вдруг отворачиваться. В итоге карьера рушится после победы на президентских выборах «принципиального» кандидата — Эдуарда Кокойты . Последний был жестким противником прогрузинского курса. Так звезда Дмитрия Санакоева угасла, правда ненадолго. Сначала его правительство подало в отставку, а затем он и вовсе отстранился от политической жизни. Подался в бизнес — уехал в РСО-Аланию и затесался в банду «черных» спиртовиков.

В 2006 году Санакоеву выпал шанс вновь вернуться в политику, правда, в несколько иной роли. Под покровительством грузинских властей создается «Союз национального спасения Южной Осетии». Поначалу организация заявляет своей целью отстранение Эдуарда Кокойты от власти. Санакоева приглашают и предлагают стать «альтернативным» президентом РЮО. Он соглашается, и вот уже спустя небольшой промежуток времени в южноосетинском селе Курта состоялась его инаугурация. Правда, голосовали за него жители всего лишь нескольких южноосетинских сел, на тот момент контролируемых грузинскими силовиками. Через пару месяцев Михаил Саакашвили предлагает Санакоеву «узаконить» его политическую деятельность, что подразумевает отказ от президентских амбиций. Вместо этого предлагается стать главой «временной администрации Цхинвальского региона». Это назначение подразумевало помимо расположения официального Тбилиси очень хорошее финансирование. И Санакоев не устоял. С 2007 года и по сей день он считает себя законным руководителем РЮО, которая, согласно его официальной позиции, является частью Грузии.

Революционеры без революции

Чего достиг на столь экстравагантной должности Санакоев? Ничего. Разве что получил грузинский паспорт, да с Михаилом Саакашвили был в дружеских отношениях. Как-то раз ему даже позволили встретиться и пообщаться с Кондолизой Райс в бытность ее госсекретарем США. Объяснялись эти встречи с официальными лицами Запада тем, что тогдашний президент Грузии преподносил Санакоева как настоящего главу Южной Осетии. В общем, дела шли неплохо. Но омрачилась вся эта прекрасная история войной 2008 года. Если до этого момента в пределах РЮО оставалось незначительное количество прогрузински настроенных жителей, то потом не осталось совсем. Южную Осетию окончательно зачистили от присутствия режима Тбилиси — те немногочисленные анклавы, что были на территории республики и контролировались грузинскими военными и полицейскими, вновь перешли под контроль Цхинвала. А фальшивое правительство Санакоева бежало из села Курта в Тбилиси. Там глава «Цхинвальского региона» быстро лишился сторонников среди югоосетинских оппозиционеров, потому как даже последние не могли простить ему одобрения военной агрессии со стороны Грузии. «Правительство» же быстро распалось — даже троюродный брат Дмитрия Владимир Санакоев , один из ключевых его сторонников, убежал в Россию. Впоследствии Владимир заявлял, что он на самом деле работал на ФСБ, которая при его помощи хотела разрушить изнутри план Саакашвили по реставрации Юго-Осетинской автономной области. Так администрация главы «Цхинвальского региона» стала почти полностью грузинской, один лишь Санакоев, да пара малозначимых сотрудников принадлежали к осетинскому этносу. Вроде бы, тут в пору ставить точку. Но нет. История продолжается.

Администрация Дмитрия Санакоева, как выясняется, по-прежнему существует. Только недавно ее в Южной Осетии признали антигосударственной, несмотря на то, что «работает» она почти десять лет. А сторонники этой организации по-прежнему пытаются устроить государственный переворот. Например, совсем недавно завершилось громкое по местным меркам дело над двумя соратниками Санакоева — братьями Батыром и Игорем Пухаевыми . Последнего еще в прошлом году обменяли на граждан РЮО, удерживавшихся в тюрьмах Грузии. Ему светил серьезный срок, так как его причастность к попытке совершения госпереворота была практически доказана. А вот Батыра Пухаев не обменяли, и он продолжал быть подозреваемым по ряду дел. Кончилась история тем, что его признали виновным в «Возбуждении ненависти или вражды». Дали год и десять месяцев, но сразу же отпустили, потому как в изоляторе он уже отсидел даже сверх этого срока. Судья Альберт Гиголаев тогда говорил, что по госизмене Батыра Пухаева оправдали, потому как следствие установило добровольный отказ подсудимого от участия в деятельности экстремистского сообщества.

Самое странное то, что официальные грузинские власти по-прежнему продолжают спонсировать все всех этих авантюристов. В 2015 году прошел слух, что грузинские законодатели собираются упразднить бесполезную «администрацию». Такую информацию распространил парламентарий Георгий Вольский . Но через некоторое время Дмитрий Санакоев выступил с опровержением, заявив, что ни о каком расформировании структуры речи не идет — все неправильно истолковали журналисты. Возможно, такой вывод он сделал по итогам своей встречи с президентом Георгием Маргвелашвили , которая состоялась незадолго до того. И он оказался прав. Структура все также функционирует, более того, с недавних пор увеличилось ее финансирование. Раньше «администрация Цхинвальского региона» обходилась бюджету Грузии в миллион долларов, теперь на нее тратится полтора миллиона. Правда, на что конкретно идут деньги — неизвестно. Санакоев говорит, что подведомственная ему структура помогает жителям РЮО лечиться в грузинских больницах. На самом деле многие осетины и в самом деле ездят в Грузию лечиться, но об участии «временной администрации» в этом процессе сведений нет. Но деньги все же поступают. Удобный способ заработка, только интересно, долго еще грузинское руководство будет мириться с бесполезностью этого странного ведомства? В самой Южной Осетии полагают, что от идеи «временной администрации» Тбилиси не откажется. Такой точки зрения придерживает политолог Юрий Вазагов . Что же будет в будущем? Время покажет, но уверенно можно сказать, что не лучшие время наступили для Дмитрия Санакоева и его последователей.

Дмитрий Иванович Санакоев (род. 10 мая 1969 года) - южно-осетинский и грузинский политический деятель - премьер-министр Южной Осетии (14 июня - декабрь 2001 года), затем руководитель Временной административно-территориальной единицы на территории бывшей Юго-Осетинской автономной области.

Биография

Родился в Цхинвали (Юго-Осетинская автономная область, Грузинская ССР, СССР). По национальности - осетин. В 1986 - 1993 годах закончил Цхинвальский педагогический институт (в 1987 году был призван в ВС СССР, служил на территории Литовской ССР). По специальности - преподаватель математики и физики средней школы. Активный участник военных действий в ходе первой грузино-осетинской войны; существуют также упоминания о его участии в войне в Абхазии.

В правительстве непризнанной республики

В 1993 году начал работать начальником финансового отдела министерства обороны непризнанной республики Южная Осетия (РЮО). С мая 1996 году министр РЮО по чрезвычайным ситуациям и обороне. В 1998 - 2001 годах также вице-премьер правительства. В июле-декабре 2001 года премьер-министр РЮО. Высказывался за реинтеграцию с Грузией.

В декабре 2001 года возглавляемое Санакоевым правительство Южной Осетии, согласно Конституции Южной Осетии, сложило свои полномочия в связи с выборами нового президента, которым был избран Эдуард Кокойты. После отставки Санакоев жил в Южной Осетии, затем - в Северной Осетии.

Союз национального спасения Южной Осетии

В сентябре 2006 года брат Дмитрия Санакоева Владимир основал «Союз национального спасения Южной Осетии» (впоследствии - движение «Народ Южной Осетии за мир»). В его состав вошли также Майя Чигоева-Цабошвили (глава грузино-осетинского объединения «Ибер-Ирон»), Георгий Чигоев, Теймураз Джерапов, Джемал Каркусов (бывший министр внутренних дел непризнанной РЮО), Ян Каркусов и Уразмаг Каркусов.

12 ноября 2006 года «Союз национального спасения» организовал в неподконтрольных югоосетинским властям селах Южной Осетии президентские выборы, в которых участвовали пять кандидатов, в основном представлявших сам Союз (это были Майя Чигоева-Цабошвили, Георгий Чигоев, Теймураз Джерагоев, Тамара Чараева и Дмитрий Санакоев). Санакоев получил около 80 % голосов.

Инаугурация прошла в южноосетинском селе Курта 1 декабря 2006 года. Санакоев принес клятву на действующей конституции Южной Осетии, в которой записано, что Южная Осетия является независимым государством, произнеся её на грузинском и осетинском языках. В частности, он пообещал «служить интересам осетинского народа и установлению мира между грузинами и осетинами». Официально Грузия не признала выборы и инаугурацию. По поводу этого мероприятия Марина Перевозкина в журнале «Профиль» утверждала: «лидер осетинского землячества Грузии, который был членом „альтернативного“ ЦИК, „избравшего“ Южной Осетии „альтернативного“ президента Санакоева, не скрывал в беседе со мной, что его вынудили принять участие в этом мероприятии сотрудники Министерства полиции и общественной безопасности, продержавшие его у себя пять часов».

Распоряжением президента Грузии Саакашвили от 10 мая 2007 года в Грузии была создана временная административно-территориальная единица на территории бывшей Юго-Осетинской автономной области, Дмитрий Санакоев был назначен главой её администрации.

Бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили назвал Санакоева «карикатурной персоной» и «абсолютно неавторитетным среди осетинского народа», считая его появление в политике единственным результатом попыток Михаила Саакашвили «объединения страны».

После вооруженного конфликта в августе 2008 года Санакоев переехал на территорию Грузии. В сентябре 2009 года принимал участие в переговорах о безопасности Закавказского региона в Женеве в составе грузинской делегации, в ноябре встречался с белорусскими парламентариями.

Покушения

3 июля 2008 года на Дмитрия Санакоева было совершено покушение: по пути из Курта в Батуми для участия в международной конференции машина его кортежа подорвалась на мине. Были тяжело ранены трое охранников Санакоева, он сам не пострадал.

20 декабря 2008 года информационное агентство REGNUM сообщило об убийстве Санакоева. 21 декабря МВД Грузии опровергло эту информацию.

ПРАГА---В рубрике "Гость недели" глава временной административной единицы на территории бывшей Юго-Осетинской автономной области Дмитрий Санакоев. После августа 2008 года он находится в Тбилиси. Журналисты ещё называют его главой правительства Южной Осетии в изгнании.

Олег Кусов: Какую вы сегодня занимаете должность? Как к вам обращаться?

Дмитрий Санакоев: Должность у меня такая, какая есть: глава администрации Южной Осетии. Она прописана распоряжением президента, и эту должность я на сегодняшний день занимаю. Другое дело, что бывшая югоосетинская автономная область по законодательству Грузии была сформирована как временная территориально-административная единица, и вот на этой временной территориально-административной единице я возглавляю администрацию Южной Осетии.

Олег Кусов: У вас есть какие-то контакты с жителями этого региона? Не секрет, что цхинвальские власти называют вас и ваших сторонников предателями.

Дмитрий Санакоев: Контакты по любому присутствуют, тем более что сегодня во взаимодействии с Министерством по реинтеграции правительства Грузии мы занимались разработкой программы по этой стратегии, которая сегодня принята и обсуждена в широком кругу европейских структур, и правительством Грузии она была принята. По этим программам мы сегодня готовы работать с жителями Южной Осетии, которые сегодня находятся на де-факто оккупированных территориях. С этими жителями у нас есть определенные программы, по которым мы будем работать. Я надеюсь, что эта стратегия будет реализовываться. На сегодняшний день как таковых, так сказать, агентурных связей у нас нет, но есть у нас связи, по которым мы хотели бы работать с этими регионами. Связи есть, они никогда не были утрачены. И тем более, в связи с тем, что по верхнему Ларсу сегодня есть движение, и люди из Северной Осетии и из Южной Осетии приезжают в Грузию по разным вопросам, юридические, социальные, экономические вопросы тоже здесь присутствуют. Поэтому эти контакты в любом случае наглядны и будут реализованы. Другое дело, что в вашем вопросе вы коснулись предательства - естественно, с какой точки зрения это все рассматривать. Потому что для нас сегодня актуально то, что та дорога, которой пошли цхинвальские власти, в том числе и вкупе с Российской Федерацией, это неправильный подход. И сегодня делить и отторгать какие-то территории… На сегодняшний день это неправильно, вразрез с нормами международного права, по моему мнению. Те лозунги, которыми руководствовались цхинвальские власти до войны, не сбылись, потому что никакой независимости реально в Южной Осетии не наблюдается, и по-видимому не будет, потому что эти территории сегодня полностью подчинены финансовым источникам из Российской Федерации. И тем более, что никакой экономики, никакого продвижения в этом направлении тоже не наблюдается и не будет видно, так как сегодня пока что в сторону Грузии никакого движения нет. И поэтому смысла развития экономики в этом регионе не будет. Это будет тупиковая зона, в которой будут находиться воинские части, административный ресурс, который будет обеспечиваться бюджетом Российской Федерации. Поэтому для бизнесменов и таких людей, которые хотели бы заниматься бизнесом и прибылью и развиваться, там никакого стимула не будет. Поэтому оценивать мою работу как предательство я не считаю нужным, потому что наша работа заключалась в том, чтобы вкупе с осетинским и грузинским населением жители Южной Осетии должны были решить свой политический вопрос мирным путем. Этого не произошло. И сегодня мы наглядно видим, что с этих территорий были выгнаны - и стерто с лица земли их имущество - граждане Южной Осетии грузинской национальности. И явно видно, что произошла этническая чистка. И для югоосетинского народа как такового, для югоосетинского населения ничего хорошего это не принесло. Тем более, я не склонен разделять свой народ на югоосетинский и североосетинский народы. Осетинский народ един, и он должен быть един в понимании любых политических и других заявлениях. История и время оценят нашу работу. Посмотрим, кто из нас предатель.

Олег Кусов: Я хочу вернуть вас к Конституции Грузии, в которой даже нет такого образования, как Южная Осетия. Но это разве правильный путь? Многие чиновники и политики говорят “так называемая Южная Осетия”...

Дмитрий Санакоев: Естественно, сегодня мы понимаем, что 90-е годы и развал Советского Союза много плохого принесло, много бед принесло и для Грузии тоже, тем более для тех политиков, которые совершали такие шаги по отношению к Южной Осетии. Когда автономная область была расформирована решением Верховного совета Грузии - естественно, это был неправильный шаг, я его всегда оценивал негативно. И в данном случае, чтобы прийти к тому, чтобы в Конституции Грузии такое территориальное образование, как Южная Осетия было прописано - к этому мы и шли, до того как началась война, и мы изначально в 2006 году заявили о том, что мы готовы рассматривать политический вопрос Южной Осетии в рамках Конституции Грузии. Естественно, вопрос был связан с тем, чтобы широко его обсуждали не только администрация Южной Осетии во главе со мной, но и местное, осетинское население, которое проживало в Южной Осетии, что не захотели обсуждать в Цхинвали. Были призывы со стороны правительства Грузии в этом отношении. Несколько раз президент Грузии заявлял о готовности сесть за стол переговоров и вкупе с нами, местными властями в Южной Осетии, обсуждать эти вопросы. И было заявлено, что есть готовность правительства Грузии рассматривать автономную структуру, автономную часть Южной Осетии в составе Грузии. Но к великому сожалению, это не случилось, не сбылось, не по вине грузинских властей, а по вине местных властей, вкупе с теми определенными политическими силами, которые сегодня доминируют в Российской Федерации. Вопросы Южной Осетии - внутренние вопросы Грузии. Если нам удастся решить их мирным путем, я думаю, что в Конституции Грузии скоро появится такое название, как Южная Осетия.

Олег Кусов: Вы участвуете в Женевских дискуссиях. Какова ваша задача, и контактируете ли вы с представителями Цхинвали?

Дмитрий Санакоев: Задача у нас - равно как и у всех тех, кто там работает. Мы работаем все в качестве экспертов. Каждый из нас имеет право высказывать свою точку зрения. Хотя я могу сказать, что сегодня в Женевских дискуссиях, после 13 сессий, абсолютно большого сдвига в этом направлении не наблюдается. Единственное, чего мы добились все вместе - это создание механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них на местах, который уже более-менее успешно работает, и я считаю, что это большая заслуга Женевских дискуссий. Что касается дополнительных каких-то действий, я думаю, что пока преждевременно говорить, что Женевские дискуссии вышли на тот уровень, где можно было бы обсуждать какие-то политические вопросы. Хотя у нас есть разногласия по поводу неприменения силы, по поводу присутствия российских военных баз на этих территориях, но к великому сожалению, не все от нас зависит. Потому что даже обсуждением вопросов, которые там сегодня лежат, в частности, соглашения между Российской Федерацией и Грузией при посредничестве Франции по выводу войск и прекращению огня, они трактуются разными сторонами по-разному. Поэтому очень сложно пока обсуждать в Женеве какие-то более серьезные вопросы, пока не будет каких-то установок сверху, допустим, со стороны Российской Федерации, Франции, Евросоюза и других участников переговорного процесса, в том, чтобы каких-то целей мы добились, прийти к чему-то общему. Что касается второго вашего вопроса, о контактах, естественно, не по моей вине там я не могу контактировать с представителями Южной Осетии. Есть, может быть, нежелание разговаривать со мной, есть боязнь. Понимаете, сегодня ситуация в Южной Осетии не такая как, допустим, в Грузии. Сам уровень, который сегодня представлен делегацией из Цхинвали, не соответствует тому, чтобы они могли свободно проявлять свои взгляды на какие-то определенные вещи. У них есть установка, и они четко исполняют эту установку.

Олег Кусов: Как вы считаете, что стоит за столь суровым приговором Таймуразу Джейрапову - 13 лет колонии строгого режима. За что?

Дмитрий Санакоев: Я считаю, что это показной суд, который они сделали над гражданином Российской Федерации, в том числе и гражданином Грузии. Толика вины самого господина Джейрапова в этом присутствует, потому что после августовских событий правительство Грузии объявило эти территории оккупированными. Без какого-либо позволения Таймураз Джейрапов несколько раз пересекал так называемые разграничения по линии Синагури. Он через этот путь проезжал в Российскую Федерацию, выезжал туда. Но в данном случае над Джераповым просто сделали вот такой показной суд. Хотя многие, и некоторые наши бывшие работники, сегодня прекрасно себя чувствуют во Владикавказе - их никто не трогает. Тем более что сам Джейрапов на суде заявлял, что у него были контакты со службами ФСБ в Ростове. Я не знаю, честно говоря, почему и за что ему столько дали. Хотя я считаю, что если Россия всегда заявляет о своих гражданах, она должна всегда защищать их везде, на всех территориях, где бы это ни находилось. Я не думаю, что Джейрапов совершил такое серьезное преступление по отношению к кому-то. Человек, экономист, который может чем-то помочь своему народу, а сегодня он сидит в тюрьме. Моя оценка негативна.

Олег Кусов: Сегодня даже грузинские политики признают, что решение проблемы Южной Осетии отдалилось. Как вы считаете, каким оно могло быть, это решение?

Дмитрий Санакоев: Я считаю, что Южная Осетия, вкупе с Абхазией, это внутренние проблемы Грузии. Внутреннее решение этих проблем лежит на правительстве Грузии, и оно готово их решать. Хотя есть большие препоны. И трудно сегодня говорить о том, что Грузии сегодня можно будет достичь того, чтобы эти территории в ближайшем будущем рассматривали вопрос вхождения этих территорий в состав Грузии. Конечно, это очень сложно. Я думаю, что в первую очередь Грузии надо развиваться сильнее, строить нормальное гражданское общество, в котором все будут чувствовать - независимо от национальной принадлежности - свободными гражданами. Не думаю, что решать его отдельно от тех проблем, которые сегодня обсуждает Грузия, будет очень сложно, для самого местного населения. Любые соседи должны жить в мире и вместе развиваться, опираясь друг на друга. А если это будет в одностороннем порядке, то какая-нибудь из них будет богаче или беднее. Я думаю, что оценивать это будут так: Южная Осетия будет намного беднее, чем Грузия. Я думаю, что у Грузии шансов сегодня больше развиваться более сильно, и жизнь в Грузии сегодня тоже намного по параметрам лучше, чем в самой Южной Осетии, в социальной, экономической и других сферах.

Лучшие статьи по теме