Портал для родителей - Kinikids
  • Главная
  • Развивающие игры
  • Что такое публичное выступление. Правила публичных выступлений. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории

Что такое публичное выступление. Правила публичных выступлений. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории

Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение какой‑либо информации, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью.

Цели публичного выступления могут быть самыми разными: проинформировать, объяснить, заинтересовать, убедить, переубедить, побудить к действию или воодушевить.

В зависимости от цели подразделяются и виды речей: информационные (повествовательные, описательные, объяснительные), агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию) и развлекательные.

В современной практике в зависимости от конкретной сферы применения публичные выступления подразделяются на следующие виды:

1) академические (лекция, научный доклад, научное сообщение). Отличительные черты – научная терминология, аргументированность, логическая культура, сообщение сведений научного характера;

2) судебные (обвинительная или защитная речь). Отличительные черты – анализ фактического материала, использование данных экспертизы, ссылки на показания свидетелей, логичность, убедительность;

3) социально‑политические (выступление на заседании, агитаторская, митинговая речь). Такие речи могут носить призывной или разъяснительный характер. Отличительные черты – разнообразие изобразительных и эмоциональных средств, черты официального стиля, использование политических и экономических терминов;

4) социально‑бытовые (приветственная, застольная, поминальная речь). Отличительные черты – призыв к чувствам; свободный план изложения; использование сравнения, метафоры, торжественный стиль.

Первым этапом любого вида публичного выступления является подготовка – определение темы, подбор материала и сбор дополнительной информации. Хорошее выступление определяется глубиной содержания (сутью) и формой изложения (стилем). И то и другое требует времени и упорной работы. Чтобы ваше выступление достигло цели, соберите как можно больше информации о предполагаемой аудитории: к кому вы обращаетесь, сколько будет людей, узнайте их возраст, круг интересующих вопросов, уровень образования, профессии ваших будущих слушателей. Выясните, насколько они осведомлены в вопросах, касающихся вашего выступления. Чем больше у вас будет собрано материала, тем легче вам будет донести информацию до аудитории, а также ответить на вопросы, рассмотреть и опровергнуть возражения, в т. ч. и заведомо провокационные и нечестные. Но не стремитесь в одном выступлении объять необъятное. То, что вы говорите, варианты, которые вы предлагаете, должны быть понятны и приемлемы для собеседника. Не увлекайтесь терминологической лексикой, чрезмерным количеством статистических выкладок, доказывая, насколько вы умны и красноречивы. Ваша цель – быть понятым.

Речь составляется в соответствии с законами логического мышления. В ней должно содержаться сообщение необычное, возбуждающее интерес, либо жизненно важное обстоятельство. Абстрактные рассуждения чередуются в речи с конкретными фактами, иллюстрирующими эти рассуждения. Яркая, убеждающая аргументация, свежая, захватывающая информация, материал, составленный в форме поиска истины, заставляет аудиторию воспринимать выступление, затаив дыхание. Факты, которые приводятся в публичной речи, должны быть проверены, все выводы – продуманы, выверены.

Второй этап – это представление подготовленного материала. Здесь нужно соблюсти три условия: подстроиться под аудиторию, завладеть ее вниманием и наблюдать за тем, как воспринимается информация, совпадает ли реакция с той, которую вы ожидали.

В начале выступления важно сконцентрировать внимание аудитории, наладить контакт и относительную непринужденность в общении с присутствующими.

Необходимо начинать свою речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели. Речь имеет отклик у слушателя только тогда, когда в сознании оратора сам он, аудитория и слово сольются воедино. Для этого нужно знать, о чем выступающий будет говорить. Если речь заранее не обдумана и не спланирована, оратор не может чувствовать себя уверенно перед слушателями, а уверенность – это одна из главнейших составляющих успеха.

Каждое публичное выступление должно соответствовать целому ряду основных требований.

Первое из них – определенность, ясность. Слушатели должны ясно понимать все слова и выражения, употребляемые выступающим. Когда оратор использует незнакомые для аудитории слова, то возникает неопределенность и непонимание. Вы должны изложить предлагаемую информацию в доступной, ясной форме. Вам следует стремиться, чтобы ваша информация была услышана и правильно понята.

Современная аудитория желает, чтобы оратор говорил так же просто, как в личной беседе. У хорошего оратора слушатели не замечают манеры говорить, они воспринимают только предмет, о котором идет речь.

Для убеждающего воздействия необходимо, чтобы уровень говорения соответствовал уровню понимания. Аргументы должны быть взяты из сферы деятельности слушателей, информация должна быть приемлема по половозрастным особенностям и по возможности наглядно представлена.

Следующее обязательное требование к публичному выступлению – это последовательность. Она достигается тогда, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого к далекому. Следует продумать композицию выступления. Ограничьте ваше выступление 20 мин, т. к. большинство людей не способны долго и внимательно слушать. Чаще всего применяется трехкомпонентная структура: вступление (5‑10 % времени выступления), основная часть, заключение (5 % времени выступления).

В начале вашего выступления тезисно перечислите основные мысли, которые вы собираетесь раскрыть. В ходе изложения более подробно останавливаетесь на тех или иных положениях, которые на ваш взгляд интересны для аудитории. В заключение необходимо резюмировать речь, повторить основные выводы и положения, призвать к действию. Начало и конец выступления должны быть связаны друг с другом. То, что сказано в конце, лучше запоминается слушателями.

Очень важно соблюдать композиционную соразмерность материала, разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Для активизации внимания, формирования в человеческой психике умственной напряженности, эмоциональной тональности опытные ораторы используют тонкие риторические приемы, цитаты, примеры.

Ораторское искусство обязательно включает в себя культуру речи и знание норм литературного языка. Существует целый ряд типичных ошибок в устной речи: неправильный выбор слов, употребление лишних слов, употребление близких по звучанию слов, непонимание значения слов. Недопустимы также ошибки в произношении звуков и их сочетаний, в ударении.

Речевая грамотность оратора проявляется в умении приспособить речь к определенной ситуации и искусстве интонирования. С помощью интонации, увеличения, уменьшения скорости речи, ее громкости задействуется мышление и эмоциональное восприятие. Важные слова и мысли выделяются интонационно, с особой энергией, перед их высказыванием делаются паузы.

Для того чтобы воздействие было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом. Голос способен передавать, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием речевого дыхания. Меняйте громкость голоса и скорость речи, показывайте свое волнение и заинтересованность в отношении обсуждаемого вопроса.

Качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения.

Еще в процессе подготовки к выступлению вы должны укреплять веру в свою способность управлять аудиторией, тренироваться в овладении конкретными риторическими приемами.

Существует правило: если хочешь овладеть каким‑то искусством, упражняйся постоянно, настойчиво, неустанно. В ораторском искусстве необходимо усвоить технику, механизмы, культуру речи с помощью системы тренировок, упражнений в сочетании с практикой выступлений. Обучение ораторскому искусству и изложению своих мыслей заключается в устранении скованности, в том, чтобы помочь человеку чувствовать себя свободно, непринужденно, уверенно, воодушевленно и вести себя корректно перед аудиторией.

Попросите кого‑нибудь, кто не является специалистом в вашей области, выслушать вас и высказать свое мнение. Интересно ли было вас слушать? Имеет ли ваше выступление смысл? Понятно ли вы говорите?

Уложились ли вы в отведенное время, что было удачным в выступлении, какие недостатки и почему они возникли?

Вероятнее всего, с первого раза вы будете не удовлетворены результатом, т. к. потратите много лишних слов, и у вас будет ощущение, что вы не сказали чего‑то очень важного. Тогда необходимо еще раз продумать свои идеи, подобрать подходящие слова, убрать лишние и пояснить что‑то схемами или рисунками. Репетируйте до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно и не выучите ваше выступление почти наизусть. Оратор должен основательно знать материал своего выступления. Не плохо будет иметь под рукой справочный материал для тех, кто захочет получить более подробное обоснование. Это к тому же вселяет уверенность, спокойствие, твердость в аргументации информационного сообщения.

Очень важно научиться преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку» или чрезмерное волнение. Симптомы ее испытывают многие: это нервозность, суетливость в движениях рук, бледность или, наоборот, излишний румянец, красные пятна на лице, учащенный пульс и др. Все это не только сковывает движения, но и приводит к «психическому зажиму», неспособности эффективно мыслить. Нужно овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу.

Ваше выступление ни в коем случае не должно принимать вид просто дословной передачи материала или чтения текста на одной ноте, не обращая внимания на знаки препинания, т. к. в таком выступлении практически полностью отсутствует контакт с аудиторией.

Для поддержания контакта с аудиторией или для его восстановления можно воспользоваться следующими приемами:

2) сосредоточить взгляд на тех, кто мешает выступлению;

3) ввести удлиненную паузу, создав в тексте кульминационный момент;

4) внезапно задать вопрос аудитории;

5) использовать наглядные средства, схемы, диаграммы, картины, иллюстрирующие рассуждения;

6) изменить темп речи, подчеркивая важные мысли путем их перефразировки.

Существуют также несколько способов влияния на восприятие человеком информации. Для этого важно определить, в какой модальности (зрительной, слуховой, кинестетической) информацию можно представить наилучшим образом. Зрительная модальность является в большинстве случаев самым удачным вариантом. Зрительно можно представить себе одновременно большое количество информации, а это значит, что все сложные объекты (со множеством деталей), системы со сложными процессами и отношениями можно воспринимать целиком.

Создайте «стержень» зрительного образа, т. е. сначала проговорите только самое основное, сделав на этом ударение. После этого постепенно переходите к деталям, дополняя и расширяя этот образ. Дополните словесное описание рисунками, схемами, диаграммами. Это особенно полезно в тех случаях, когда ваш собеседник испытывает трудности с построением зрительного образа.

Чтобы помочь человеку создать зрительный образ того, о чем вы говорите, попытайтесь очень точно описать то, как вы сами представляете предмет или событие, о котором говорите, используйте как можно более подробное описание, не бойтесь повторить то, что наиболее существенно. Добавляйте эмоциональную окраску, т. е. говорите с воодушевлением, заинтересованно, особо выделяйте самые важные моменты. Наиболее запоминающимися и убедительными являются те ораторы, которые говорят от сердца. Задействуйте жестикуляцию: когда человек рассказывает о том, что он видит «мысленным взором», он начинает «рисовать» это в воздухе с помощью рук, и, как ни странно, собеседнику это часто помогает.

Жестикулируйте, подчеркивая наиболее важные моменты с помощью рук, лица и верхней части тела, чтобы придать своим мыслям большую яркость и живость. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Жестикуляцию можно классифицировать в соответствии с назначением: выразительная, описательная, указующая, подражательная. Жестами пользуются при описаниях, при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

Но правильно пользоваться жестами – трудная задача. Пользуйтесь жестами по мере ощущения потребности в них. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи, т. к. не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории (например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию).

Для более эффективного воздействия на слушателей используйте следующие способы:

1) эффект первых фраз. Сразу привлечь внимание к себе как к личности. Например: «Я рад(а) встрече с вами»;

2) эффект квантового выброса информации. Для предупреждения потери внимания аудитории необходимы «россыпи» новизны;

3) эффект аргументации. Использовать убедительные и доступные для усвоения слушателей доказательства, особенно если доводы связаны со сферой профессиональных интересов присутствующих;

4) эффект релаксации. Психологически объединить разных людей в зале, настроить их на сопереживание. Юмор, шутка, острое слово помогут сплотить людей в интеллектуальной деятельности, удержать и усилить их внимание;

5) эффект аналога. Если два явления сходны в одном или более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях;

6) эффект воображения. Мыслительные усилия слушателя при отсутствии должной полноты информации стимулируют предположения, догадки, мечты, фантазии;

7) эффект дискуссии. Дискуссия – одна из разновидностей спора как словесного состязания. Ее цель – добиться истины путем сопоставления различных мнений. Обязательное условие дискуссии – наличие проблемы, занимательной для присутствующих, чтобы вовлечь их в обмен мнениями. Из наиболее интересных суждений выстроить общее резюме;

8) эффект эллипса. Это пропуск структурно необходимого элемента высказываний, который в данном контексте легко восстанавливается. Его использовал Аркадий Райкин во время выступлений, разговаривая со зрителями, делал паузы, чтобы они сами домыслили концовку фразы или пропущенные в ней слова и хором их досказывали. Аудитория охотно включается в сотворчество с выступающим. При ответах на задаваемые вам вопросы:

1) никогда не говорите: «Я согласен, но…», или даже: «Да, но…» Такие выражения вызывают споры, поскольку слово «но» несет агрессивный смысл и предполагает сопротивление. Скажите вместо этого: «Я согласен, и…» или «Я понимаю, почему вы так считаете, и…» или даже «Я уважаю ваше мнение, и…» Слово «и» в значительно меньшей степени вызывает споры и показывает ваше желание прийти к согласию. Такие выражения могут с самого начала пресечь споры. Они помогут вам перейти к вашей теме, а не просто отвечать на вопросы;

2) при ответе на заведомо ложное предположение дайте ему определение. Не пытайтесь защищаться, просто скажите: «Это неправильный вывод. В действительности я сказал, что…» и повторите свою мысль;

3) если вопрос не логичен, не говорите, что он «плохой» или «глупый», эффективным оружием против него будет юмор, кроме того, это поможет вам завоевать поддержку аудитории. Однако, используя юмор, связывайте его с логикой вопроса или вашей темой, но не с человеком. Отвечайте на вопрос, не задевая личности того, кто его задал;

4) при ответе на каверзные вопросы определите, какая в вопросе заложена основная мысль. Спросите у задающего вопрос его имя, чтобы выиграть несколько секунд. Начните ваш ответ, назвав этого человека по имени и кратко выразив ему свою симпатию, затем продолжайте: «Если я правильно понял вопрос, вы главным образом беспокоитесь об…» Если вы будете предельно кратким, то не дадите задавшему вопрос время, чтобы перебить вас. В первые 45 с ответа говорящего перебивают очень редко. Поэтому за первую минуту вашего ответа вам надо ответить на основную часть вопроса. Скажите что‑нибудь положительное и приведите интересный пример.

В общении оратора с аудиторией важную роль играет не только форма выступления, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь может быть и отрицательная сторона, т. к. внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи.

Вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Тщательно подойдите к выбору одежды.

Так как вам необходимо управлять вниманием людей, то очень важно не остаться незаметным. Если вы появитесь в бледно‑голубом костюме, бледно‑голубой рубашке и бледно‑голубом галстуке, то на вас попросту не обратят внимания и, вероятнее всего, не будут слушать. Так же важно и не слиться с фоном. Конечно, лучше заранее знать, что будет у вас за спиной во время выступления. Если вдруг оказалось, что вы сливаетесь с фоном, то снимите пиджак, т. к. другого выхода нет. Лучше выглядеть несколько экстравагантно, чем позволить слушателям проигнорировать вас. С некоторого расстояния мелкие детали сливаются: костюм в мелкую клеточку может вызвать головокружение, а полоски – рябь в глазах. Для выступлений надевайте темно‑синий или темно‑серый костюм, обязательно однотонный, белую или очень бледную однотонную рубашку и галстук, сочетающийся с цветом костюма.

Оденьтесь современно, но не броско, чтобы аудитория слушала ваше выступление, не отвлекаясь на ваш наряд.

Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук.

Лицо должно быть серьезным, но не хмурым. Для этого необходимо практиковаться перед зеркалом. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и так далее, наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

Не волнуйтесь и не забывайте о внутренней уверенности. Спокойно направляйтесь к трибуне. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. Не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям. Выберите какую‑либо определенную форму обращения вроде: «Г‑н председательствующий, дамы и господа…», – и начинайте.

Софиты зажжены и направлены на сцену. Камеры включены. Микрофон проверен. Публика медленно затихает и устремляет взгляд на трибуну. Выходит ключевая личность мероприятия — оратор. Он — причина, из-за и ради которой собрались присутствующие, зачинщик всего действия. Невыносимая обстановка для того, кто не подготовлен быть центральной фигурой такого события. Публичные выступления — это большая ответственность и давление. Как же подготовиться к ним, о чем говорить, каких правил придерживаться?

Что такое публичное выступление

Публичное выступление - это общественное мероприятие, в котором оратор информирует аудиторию, побуждает или переубеждает ее в чем-то. Характерные особенности:

  • большое количество слушателей (как минимум группа);
  • явное преобладание монологических высказываний;
  • выстроенная структура речи;
  • наличие конкретной цели.

Многие убеждены: публичные выступления проводятся только политиками, культурными или общественными деятелями. Это мнение ошибочно, как и то, что подобные события обязательно сопровождаются видеосъемками или нашествием репортеров. В эту же категорию входят обычные родительские собрания, защита научных диссертаций, провозглашение тостов на свадьбах и подобные события.

Общение с публикой может быть спонтанным, но запланированные выступления практикуются чаще. В чем заключаются основные правила таких представлений?

Правила публичных выступлений

Взаимодействие с аудиторией

Несмотря на то, что в подобном мероприятии преобладают монологи, это общение нельзя назвать односторонним. Весь процесс организовывается ради аудитории, ведь именно она — инструмент для достижения ораторской цели. Поэтому обратная связь не менее важна.

Взаимодействие спикера со слушателями начинается уже с момента его выхода на сцену. Происходит оно сразу на нескольких уровнях:

  • визуальном — жесты, направленные в сторону зала, установка зрительного контакта;
  • вербальном — риторические или прямые вопросы, обращения к толпе;
  • эмоциональном — переживание ритором эмоций, которые ощущает публика, их зеркальное отражение;
  • смысловом — словесное вовлечение аудитории в тему, побуждение задуматься.

Установка контакта определяет дальнейший ход выступления. Поэтому, выйдя на сцену, лучше сначала поприветствовать зрителей, окинуть аудиторию взглядом, а затем уже приступать к речи. Это заставит слушателей почувствовать себя значимыми.

Раскрытие темы

Если спикер заранее огласил название или даже план предстоящей встречи, он полностью раскрывает тему выступления. В противном случае его ждут осуждение общества, испорченная репутация, а также разрушенная перспектива. Чтобы предмет обсуждения был рассмотрен всесторонне, а публика осталась довольной, к оратору и его речи выдвигаются требования:

  • убедительные аргументы (в идеале не только словесные, но также звуковые, визуальные и т. д.);
  • сохранение стилистики (например, научной — для защиты диплома);
  • доступная для аудитории лексика;
  • понятная дикция, правильное произношение;
  • рассмотр разных точек зрения, моделей, ситуаций;
  • структурированность текста — завязка, основная часть, кульминация, развязка (при необходимости — ретардации, авторские отступления, но в ограниченном количестве).

Оратор за счет общественного выступления хочет достичь конкретной цели. Однако и у собравшихся на мероприятии зрителей также есть ожидания. Они тратят на подобное собрание личное время, а порой и деньги. Поэтому затягивать речь, говорить общими фразами, избегать конкретики считается дурным тоном.

Динамика и статика

Это правило касается поз спикера, его интонации, мимики, тона, передвижений по сцене. Если выступающий будет все время стоять на одном месте и разговаривать монотонным голосом, зрители уснут. А если же он станет бегать по сцене и залу, активно размахивая руками, корча гримасы, то слушатели быстро устанут от его движений, потеряют интерес.

Чтобы удержать внимание публики, придется чередовать положение в пространстве, звучание голоса.

Делается это во время интригующих моментов, смысловых переходов, неожиданных поворотов в повествовании. Желательно изредка прохаживаться по сцене — так, чтобы зрители успевали следить за всеми движениями. Если аудитория при этом неотрывно следит за “путешествиями” ритора — значит, она увлечена им.

Реакция на непредвиденность

Оратор не застрахован от конфузов. Ситуации, когда во время выступления сильно скрипел микрофон или не включалась презентация, — многочисленны. Спикеры роняли листы с текстом речи, подскальзывались, смешно оговаривались. Даже неожиданные аплодисменты порой здорово сбивали с настроя. Рассказчики при этом начинали запинаться, глупо улыбаться или пытаться перекричать поднявшийся шум. И это был провал.

В любой ситуации важно сохранять спокойствие. Только с ним можно быстро придумать, как выкрутиться из неприятности. Если неловкость все же произошла, есть несколько способов достойно из нее выйти:

  • деликатно пошутить — только юмор, никаких насмешек или сарказма;
  • извиниться за происшествие, продолжить как ни в чем не бывало (если не зацикливаться на проблеме, зрители тоже забудут о ней);
  • перенаправить внимание публики на что-то другое;
  • попросить помочь людей из первых рядов;
  • преподнести произошедшее как запланированных ход (по возможности, иначе все будет выглядеть жалким оправданием).

Завершение речи

Речь закончена. Зрители аплодируют. Камеры выключены. Что дальше? Стоять? Спуститься в зал? Уйти? Сбежать?

Но и после этого нельзя спешить сразу же покидать сцену. У участников встречи могут остаться вопросы. Ответив на них, выступающий еще лучше зарекомендует себя.

Только после этого можно будет сойти со сцены. Когда же присутствующие полностью отвлекутся на свои дела, ритор получит право покинуть помещение.

Как подобрать для себя тему

Тема может стать основой успешной речи, только если она будет соответствовать пяти требованиям:

  1. актуальность. Никому не интересно слушать об устаревших вещах, которые никак не влияют на нынешнее (или хотя бы будущее) положение;
  2. перспектива. Если предложенные идеи не решают проблем, в них нет смысла;
  3. знания. Без должной осведомленности в теме нельзя построить логических суждений, тем более — объяснить их другим людям;
  4. заинтересованность спикера. Запал, воодушевление рассказчика передается слушателям. Чем сильнее автор увлечен тематикой — тем легче зрителям перенимать этот азарт;
  5. интерес публики. Важно заранее определять целевую аудиторию. Доклад “Особенности разборки и чистки автомата” вряд ли придется по душе гуманитариям.

Выполнение этих условий поможет подобрать хорошую тему и обеспечить успех речи.

Процесс подготовки к выступлению

Репетиции. Они помогут хорошо запомнить текст, исключить ошибки, отточить дикцию. Репетировать лучше перед зеркалом или знакомыми.

План . Само пребывание перед толпой — уже стресс. Поэтому лучше подстраховаться и написать (нарисовать) на одном листе подсказки, напоминания или план рассказа. Если же во время выступления допустимо использование полного текста (защита диссертации, неформальное выступление), желательно положить его в сумку еще накануне важного дня.

Внешность. Все детали внешнего вида продумываются за несколько дней до события. К ним относятся:

  • запись на стрижку, укладку, маникюр;
  • подбор, покупка наряда, обуви, аксессуаров;
  • тестирование всего нового — цвета волос, формы бороды, фасона одежды;
  • поход к стоматологу, косметологу или дерматологу;
  • примерка готового образа.

Если все это делать за один день до своего дебюта, можно наткнуться на кучу проблем. Парикмахер уйдет отпуск, лак не успеет высохнуть, а прошлогодний костюм вдруг не подойдет по размеру.

Канун и утро дня “икс”. Стоит ли говорить, как важно хорошо выспаться? Бодрость, здоровый цвет лица, уверенность станут дополнительными плюсами. Еще одна деталь — питание. Лучше не есть на ночь, но плотно позавтракать. Также желательно не переедать за час до выступления. Если проснулся аппетит, достаточно будет перекусить сладким батончиком с орехами.

Нервозность. Алкоголь или успокоительные препараты перед выступлением — это табу. Они тормозят мыслительные процессы, все реакции, заметно ухудшают речь. Вместо них, перед самым выходом на сцену можно провести несколько упражнений для релаксации:

  • глубоко и ровно дышать, вдыхая воздух в течение как минимум 3-х секунд, а выдыхая — 5-и;
  • представить, что все присутствующие в зале — давние знакомые;
  • сделать короткую легкую разминку;
  • медленно жевать жвачку (процесс жевания ассоциируется со спокойной обстановкой);
  • подуть на подушечку большого пальца (замедляет пульс).

Публичные выступления не относятся к категории событий, которые легко проводить без подготовки. Это мероприятия, требующие силы воли, уверенности, настойчивости. Только следуя описанным правилам, грамотно подбирая темы, усердно готовясь к представлению, можно рассчитывать на достоверный успех.

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно - субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость - сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.

Как часто случается с вами, что перед тем как выйти перед аудиторией, у вас все холодеет внутри, ладони мгновенно становятся потными, а выйдя перед всеми, вы не можете выдавить из себя ни единого слова? Вы стоите и думаете: «говори что-нибудь, хоть что-нибудь», но не можете произнести ни звука, как бы вы ни старались. Ноги становятся «ватными» и лицо начинает «гореть» как будто температура воздуха резко повышается до запредельных отметок. В итоге вы благополучно краснеете и, вымолвив что-то невнятное возвращаетесь на свое место, дав себе зарок никогда больше не выступать перед публикой.

Если описанное выше происходит с вами хотя бы иногда – то эта статья предназначена для вас. Прочитав ее, вы узнаете как улучшить свои навыки публичных выступлений, как научиться связанно излагать свои мысли, как контролировать аудиторию.

Для начала разберемся с понятиями. Что такое публичное выступление? Логично будет сказать что это – выступление перед публикой. Публикой, или аудиторией считается группа людей от 4 человек и больше. Условно, я разделяю аудитории на несколько категорий:

  • маленькая – до 10 человек;
  • малая – от 10 до 30 человек;
  • средняя – от 30 до 60-70 человек;
  • крупная – от 70 до 150 человек;
  • очень крупная – от 150 человек и более.

Рассматривать выступление на крупных площадках и стадионах мы рассматривать не будем.

Итак, как же повысить навык публичных выступлений?

Для начала немного теории. Публичное выступление – это 90% зрительного контакта, и лишь 10% - аудиального. Фактически, это означает следующее: «не столь важно ЧТО вы говорите, важно КАК вы это говорите». Главное в публичном выступлении – это подача, энергия, экспрессия и контакт с аудиторией.

Без растекания мыслью по древу, дам простые конкретные рекомендации.

Первое - составьте план выступления. Поверьте, у любого опытного оратора всегда есть план выступления. Ни один опытный оратор не начнет выступление если не знает темы выступления и того о чем он будет говорить (хотя бы примерно). Что такое план? Не стоит заготавливать черновики с полным и подробнейшим содержанием своей речи, и уж тем более, не стоит пользоваться такими записями при выступлении. Это только отвлечет вас от речи и отнимет время на то, чтобы разобраться в своих записях. К тому же, если вы потеряете нить повествования – вам придется копошиться в записях, а это вызывает исключительно негативные эмоции среди слушателей. Вместо записей используйте лишь план выступления. Дома в спокойной и тихой обстановке продумайте структуру своего выступления, примерно представьте себе о чем вы будете говорить и запишите пункты своего выступления. Например, если вы готовите отчет о достижениях компании за год, то это может выглядеть следующим образом.

Перед группой людей было ярким, мощным и запоминающимся? Если вам интересен ответ на этот вопрос, то предлагаем несколько советов на тему того, как завладеть вниманием аудитории, которые могут послужить вам прекрасным подспорьем в вашей деятельности. Если вы будете следовать нашим рекомендациям, то сможете продемонстрировать своим слушателям самые лучшие ораторские качества, расположить их доверие и дружеское отношение и произвести лучшее впечатление, а здесь уже недалеко и до того, чтобы повести за собой массы людей и завоевать огромное число поклонников.

Анекдот

Если обстановка к тому располагает, то речь можно начать с анекдота (хорошая шутка тоже подойдёт, но только если она действительно смешная). Однако вам нужно быть полностью уверенным в том, что слушатели воспримут то, что вы рассказываете, как нечто комичное. По этой причине, перед тем, как «выстреливать» анекдотом в большую группу людей, проверьте его «качество» на отдельных людях. Кроме того, вы можете применять юмор только тогда, когда и сами считаете рассказываемое смешным, и когда уверены, что обладаете всем необходимым, чтобы рассказать это должным образом.

Разговор с приятелем

Можно пересказать разговор, который не так давно произошёл у вас с кем-то из знакомых или же вообще из тех, кто присутствует в зале. К примеру, можно начать так: «Буквально перед началом семинара я разговаривал с Кириллом Петровичем. Он сказал мне, что в его жизни сейчас как раз тот момент, когда ему экстренно нужно поменять что-то в своей жизни. Это я к тому, что…».

Актуальное событие

Для начала речи можно использовать что-то из последних новостей, чтобы потом перейти к основной теме своего выступления или же охарактеризовать свою позицию по какому-либо вопросу. Можно взять с собой свежий выпуск новостной газеты и показать всем заголовок, когда будете ссылаться на материал, произнося вступительные слова. Когда вы будете стоять на сцене и держать в руках газету, начиная выступление, публика автоматически будет стараться увидеть, что у вас в руках, и услышать, что вы говорите.

Шокирующее заявление

Эффективным способом начала речи является заявление, способное вызвать шок. Вы можете, к примеру, сказать что-то в духе: «Последние исследования, проведённые нашими специалистами, показали, что в этом году нас ждут большие перемены. В результате выяснилось, что примерно 60% сидящих сегодня в этой аудитории уже через полтора года буду получать зарплату в три раза превышающую ту, которую они получают сейчас».

Каламбур

Превосходно начать выступление можно, позабавив публику. В качестве примера можно привести американского спикера Билла Гоува. Нередко он, уже после его официального представления слушателям, выходил на сцену, словно секунду назад был прерван какой-то закулисный разговор, чтобы он мог начать новую беседу – уже с публикой. У сидящих в зале появлялось ощущение, будто он вовсе и не собирался произносить речь, а лишь хотел с ними поговорить.

Так, Билл подходил ближе к зрителям и призывал их жестами придвинуться поближе к нему, а затем чуть слышно произносил что-то в духе: «Послушайте, я должен вам кое-что сказать». Создавалось такое впечатление, что он намерен рассказать всем присутствующим вместе некий секрет.

Результатом всего этого было то, что люди в зале на самом деле наклонялись вперёд, чтобы услышать «тайну». Но после этого они в какой-то момент понимали, что на самом деле делают, и начинали хохотать. Проделав это, Гоув уже мог делать с публикой, что угодно. Подумайте, возможно, и вы сможете устроить на сцене нечто необычное и забавное.

Рассказ о себе

Нередко самые эффективные выступления начинаются с рассказа ведущего о себе. Начать речь можно примерно так: «К тому, что у меня есть сейчас, я шёл очень долго и упорно. У меня не было наставника и даже помощника. Всего в своей жизни мне пришлось добиваться самому. Но именно это стало для меня самой лучшей школой».

Вероятнее всего, что после вашего выступления к вам начнут подходить люди, которые будут утверждать, что их ситуация в точности похожа на вашу, и выражать своё почтение вам. И здесь имеет место один психологический фактор, который говорит о том, что, когда один человек рассказывает о своей жизни, другие автоматически идентифицируют себя с ним.

Именно поэтому рассказ оратора о своей жизни может максимально привлечь внимание публики: они начнут внимательно слушать его, ведь он наиболее точно способен передать детали ситуации, дать какую-то пищу для ума, заставит слушать, размышлять и затем действовать. По сути, рассказ о жизни является мостом между ведущим и слушателями, и использовать его очень полезно.

Вопрос или опрос

Помимо всего прочего, начать речь можно с небольшого заявления и последующего вопроса, который предполагает ответ поднятыми руками. Вы можете попробовать сделать следующее – скажите: «В настоящее время у каждого из нас есть прекрасная возможность жить и зарабатывать деньги, не ходя каждый день на работу. Кстати говоря, кто из вас уже работает удалённо?».

Опытные ведущие довольно часто начинают свои выступления именно так, а после того как кто-то из аудитории поднимет руку, спрашивают у того, кто ближе всех находится к сцене: «А сколько на самом деле людей из вас работает удалённо?».

Кто-то с большой долей вероятности скажет: «Мы все!» или «Да все здесь!». После этого можно дать подтверждение данному ответу: «Да, согласен, каждый из тех, кто пришёл сюда, занимается работой удалённо, ведь иначе вас просто бы не было здесь» и т.д.

Позитивное утверждение

Публике также можно сообщить некое положительное утверждение, например, сказать, что им придётся по вкусу сегодняшнее выступление. Скажите, к примеру, так: «Вам на самом деле понравится то, что вы скоро услышите. В сегодняшней беседе я открою вам несколько уникальных секретов по поводу…».

История

Для начала речи отлично подходит и история. Действительно, пожалуй, не найти более магических слов для завладения вниманием аудитории, чем «Однажды со мной приключилась очень странная история» и т.п.

Дело в том, что ещё с детских лет людям очень нравятся всякие истории. С началом рассказа публика в одночасье замолкает и начинает внимать каждому слову выступающего, словно группа детей. Этот приём очень удобно использовать также и после перерыва на обед или кофе.

Заявление или вопрос

Начать речь можно с ошеломляющего заявления, после которого нужно задать слушателям вопрос. Затем на этот вопрос нужно ответить и задать новый. Такая хитрость мигом вовлечёт людей в обсуждение, и они будут слушать вас очень внимательно.

Объясняется это ещё одной человеческой . С детских лет люди настраиваются давать ответы на задаваемые им вопросы. Каждый раз, когда ставится вопрос и выжидается пауза, чтобы люди могли его осмыслить, ведущий оказывается в состоянии полностью контролировать аудиторию. И даже в том случае, если люди не отвечают вслух, они всегда отвечают мысленно.

Итак, мы рассмотрели десять способов начала речи, которые смогут сделать выше выступление эффектным и запоминающимся. Но, какой бы способ вы не выбрали, всегда важно помнить об одном условии, которое объединяет все способы вообще.

Мост между ведущим и аудиторией

Одной из наиболее важных частей начала речи является выстраивание ведущим моста между ним и аудиторией, т.к. именно от того, насколько он прочен и выстроен ли вообще, зависит результат всего дальнейшего выступления.

Начать можно с чего-то, объединяющего вас и ваших слушателей. К примеру, с того, что некогда вы были на их месте или в их ситуации. Возможно, вы жили в их городе или районе; возможно, у вас, так же, как и у них, есть сын и дочь; возможно, вы занимаетесь тем же видом спорта; возможно, ваши проблемы и заботы на настоящий момент времени схожи с теми же проблемами и заботами, как и у них и т.д.

Запомните: если вы уделите пару минут на создание этого невидимого моста между вами и вашей аудиторией, публика автоматически примет вашу сторону. Люди поймут, что вы принадлежите к их «кругу», а значит, станут намного восприимчивее к вашим идеям и словам, а также станут более снисходительны и великодушнее к вашим ошибкам, которые вы, возможно, будете совершать.

Важно быть не только для своих слушателей, но и доступным для них. Вы должны дать им понять, что между ними и вами есть много общего. И даже если начало вашего выступления получится «смазанным», мост, который вы выстроите, сведёт на «нет» любые недочёты и погрешности.

Надеемся, наши советы помогут сделать вам ваши выступления ещё лучше. Но всё же хотим порекомендовать и наш , пройдя который вы научитесь делать грамотным не только начало речи, но и остальные её составляющие.

Желаем вам успехов!

Лучшие статьи по теме