Портал для родителей - Kinikids

Так ли нужна похвала детям. Когда нужна похвала и как ею пользоваться

Похвала - это нежные, теплые, ласковые слова, которые помогают человеку почувствовать себя уникальным и неповторимым. Благодаря похвале, у него вырастают крылья, появляется желание совершить или сотворить еще больше, нежели он уже сделал.

Похвала приятна любому, особенно ее не хватает людям с заниженной самооценкой. Таких людей чаще оскорбляют и унижают, чем хвалят. Некоторым очень редко говорят: «У тебя здорово получилось! Молодец! Великолепно справился с заданием! Умница!» - хотя хорошее и доброе слово и котенку приятно.

Можно ли научиться чаще хвалить других или себя? Это несложная наука. Конечно, можно. Начните с себя, повышайте свою самооценку. Хвалите себя за свои самые малые достижения, за то, что мастерски справились с работой и поставленной перед вами задачей. После самой незначительной работы говорите себе: «Умница, очень чисто выстирала белье, идеально убрала в комнате, сшила просто шикарное платье. Все отлично!»

Постепенно вы заметите, как поднимается ваше настроение, появляется стремление сделать еще больше, чем вы уже совершили, повышается самооценка. Хочется творить, творить и творить… А благодаря творчеству - самореализовываться. Так благодаря маленькому, на первый взгляд, и самому простому слову похвалы «Умница!» или Молодец!», вы готовы горы свернуть.

Эти два слова помогают повысить работоспособность человека, побуждают к деятельности, дают возможность совершенствоваться. Похвала хороша и уместна в работе как с детьми, так и со взрослыми. Причем взрослым она иногда нужнее, чем детям. Похвала нужна для любви к себе и самоуважения.

Теперь несколько слов о похвале для других. Похвала позволяет установить теплые и дружеские отношения между людьми как одного, так и разного возраста. После похвалы, как правило, возникает эмоционально близкое и душевное общение. Похвала для другого - стимул расти, становиться лучше, талантливее.

А какими же словами можно похвалить? Их не просто два: умница и молодец. Их значительно больше, просто мы редко о них думаем. Это и «Солнышко, здорово получилось! Талантливый мой! Замечательно сделал!» И другие. К словам похвалы можно отнести и ласковые слова, и слова-комплименты, которые мы в речи употребляем крайне редко. Чаще говорите людям приятные слова, и вам воздастся. Чем больше отдаете, тем больше получаете. Вы скажете массу слов похвалы и вам в ответ - то же.

Так зачем же нужна похвала?

Во-первых, для создания своего позитивного имиджа и повышения самооценки.

Во-вторых, для теплого эмоционального общения с другими.

В-третьих, для формирования бесконфликтных ситуаций в общении.

В-четвертых, для позитивного настроя на деятельность.

В-пятых, просто для повышения настроения.

Желаете, чтобы вас хвалили, не скупитесь сами на положительные слова в адрес других, да и про себя не забывайте. Хвалите себя и других как можно чаще и наблюдайте за происходящими положительными изменениями. Смотрите, как на лицах ваших собеседников появляется искренняя улыбка благодарности, улыбка добра и взаимопонимания.

Здравствуйте, дорогие родители!

Воспитание нельзя представить без похвалы, она выступает стимулом, ободряет и обращает внимание на хорошие правильные поступки. На вопрос нужно ли детей хвалить ответ будет положительным.

Да, нужно, но делать это стоит по нескольким простым правилам, чтобы не столкнуться с обратной стороной медали. Перехвалив, родители рискуют вырастить инфантильную, избалованную личность с завышенной самооценкой.

А если совсем не отмечать успехи ребёнка, то неуверенность, тревожность и скованность могут сопровождать его на протяжении всей жизни.

Для чего нужна похвала?

Согласитесь, что приятно, когда старания и хорошие результаты отмечаются окружающими, даже если человек не ищет похвалы, в любом случае она радует и оставляет тёплое воспоминание.

Придя с работы, и приготовив вкусный ужин, для всей семьи маме будет приятно услышать «Спасибо, мамочка, было очень вкусно, ты такая замечательная!» и усталость как рукой снимает. Ребёнку похвала необходима, особенно в дошкольном возрасте. Детям очень важно нравится родителям и окружающим.

Похвала подсказывает, что он на правильном пути, придаёт уверенность в своих силах, мотивирует, и что немало важно учит ответным чувствам.

Как воспитательный метод правильное доброе слово станет намного эффективнее, чем наказание или упрёк, так как вызывает .


На что стоит обратить внимание

1. Важно найти золотую середину . Не стоит хвалить по каждому пустяку. Убрать за собой тарелку или собрать игрушки – это хорошие поступки, отметить их с положительной стороны нужно, но постоянное и чрезмерное восхищение ни к чему, оно обесценит действие и, в конце концов, будет выглядеть как издёвка.

Молчать и сдерживать гордость за чадо или обходиться сухими фразами в те моменты, когда ребёнок отлично выступил на школьном концерте, нарисовал хороший рисунок, помог другу, сделал что-то значимое и ценное для него, будет абсолютно неправильным и убьёт все будущие порывы к действию.

2. Хвалите не обобщающими фразами . Ты молодец, ты самый красивый, ты самый лучший в классе или в мире – подобные фразы не являются полноценной и эффективной похвалой. Они приводят к установке планки, которую ребёнку придётся тянуться всю жизнь, чтобы не разочаровать близких. Абстрактная похвала не даёт ребёнку понимания, за что его хвалят, что он делает хорошо и правильно.

3. Похвала должна быть направлена на что-то конкретное . «У тебя получился красивый рисунок, особенно мне нравится, как ты нарисовал дерево/собаку/домик/солнце, получилось отлично», «Мне нравится твой выбор цвета в этом рисунке», «Ты с выражением читал стихотворение, у тебя отлично получилось» и т.п.

4. Похвала, сравнение и «НО» не совместимы. «Ты приготовила пирог хорошо, но если бы добавила шоколад, было бы ещё лучше», «Здорово, что ты убрал комнату сам, но вот Петя делает это каждый день, может и тебе стоит».

Родителям важно вовремя останавливать подобные порывы «мотивировать» ребёнка, эти фразы с большой вероятностью вызовут совершенно противоположные эмоции — разочарование и чувство недооцененности.


5. Эмоциональная окраска слов очень важна. Улыбнитесь, обнимите, погладьте по голове. Представьте, что ваше чадо старательно собирает пазлы, приносит вам результат своего труда, а вы говорите «Молодец!», продолжая читать книгу или смотреть телевизор, вряд ли это можно назвать похвалой.

Но если вы отвлечётесь, рассмотрите картинку и скажите «Вот это да! Здесь столько деталей, а ты совсем разобрался, это кропотливая работа, требующая усидчивости и внимательности, ты такой молодец! Мне очень нравится!», искренне улыбнетесь ему в ответ – это похвала, которая действительно вдохновит к дальнейшим действиям.

6. Не за что хвалить . Довольно часто возникает ситуация, когда родители не знают за что и как похвалить, особенно если дело касается «проблемных» детей. От родителей можно услышать «За что его хвалить? Он ведь уроки не делает, учится плохо, ведёт себя хуже некуда!». В этом случае место для добрых слов должно находиться в обязательном порядке.

Дети воспринимают всё намного острее и зачастую именно «двоечникам» не хватает поддержки и участия, нельзя, чтобы ребёнок в семье чувствовал себя изгоем и постоянно подвергался упрёкам, нравоучениям. Совет может быть один — начать следует с мелочей. Отмечайте элементарные вещи.

Например, встал по звонку будильника без долгих уговоров, собрал школьный портфель с вечера или заинтересовался какой-либо темой по школьному предмету.

7. Родителям так же стоит помнить о важности хвалить не только за конкретный результат или школьную оценку, а за тот путь, который ребёнок проделал, чтобы добиться успеха.

Обязательно нужно отмечать старания и усилия. Можно сказать: «Коля, ты так увлечённо занимаешься, твоё усердие нас очень радует». Такой подход будет побуждать к изучению и познанию, а не только к оценке.

8. Одним из основных моментов является искренность произносимых слов . Дети чувствуют эмоции, поэтому если родители начинают говорить наигранно и через силу, это приводит к замкнутости.

9. Разделяйте похвалу и упрёк . Не нужно говорить «Какой ты порядок навел в комнате, всё убрал, здесь очень чисто, молодец! Обычно-то у тебя такой бардак». Будьте уверены, что запомнится только последняя фраза. Решив похвалить, только хвалите.

10. Что касается вознаграждений в знак похвалы и благодарности, то они возможны, но усердствовать не стоит, чтобы не превращать поступки в гонку за очередным подарком.

Подводим итоги


Благодарите, поощряйте, хвалите – это поможет создать тёплые доверительные отношения. Не стесняйтесь проявлять любовь и заботу – это очень важно.

Соблюдайте баланс, будьте искренни, не сравнивайте с другими детьми, не говорите «но ты мог бы и лучше», используйте развернутые фразы, указывающие на действия, которые вы хотите отметить.

Этим вы помогаете своему ребёнку. Развиваете уверенность, самодостаточность и обязательно услышите слова благодарности и одобрения в свой адрес от уже повзрослевшего человека.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной.

До новых встреч, пишите комментарии и заходите в соц. сети!

В нашей жизни очень много стереотипов. Один из них: комплименты, похвала должны предназначаться исключительно женщинам, мужчины же в них не нуждаются. Это не так, потому что для мужчин очень важно одобрение, оценка их качеств. Им важно, чтобы женщина любила и восхищалась своим мужчиной.

Ежедневно люди переживают мелкие и крупные неприятности. Мужчины менее устойчивы к эмоциональным стрессам, чем женщины, как это ни странно звучит. Вот почему ему так необходимы одобрение и поддержка, похвала или комплименты. Это придает мужчине силу, энергию, вдохновляет его на дальнейший действия, программирует на успех. Но в отличие от женщины, мужчина воспринимает не факт комплимента, а его смысл. Пустые красивые слова, сказанные в отрыве от конкретного действия или события, не вызовут эмоционального отклика и ответной реакции в душе мужчины. Искренний комплимент, сделанный от всего сердца и по конкретному поводу, станет бальзамом, неким толчком к дальнейшим действиям, чтобы вновь увидеть восхищенные глаза своей женщины. Похвала – очень сильное оружие в руках женщины. Неправильная похвала способна разрушить ваши отношения. Так за что и как хвалить мужчину?

Разберемся в том, ЧТО хвалить.

1. Внешность. Да, мужчинам важно знать, что они привлекательны, особенно молодым мужчинам. Но здесь есть тонкости: не хвалите его глаза, губы, лучше сделайте комплимент по поводу его широких, красивых плеч, мускулистых рук, мужественного или накачанного торса. Не стоит хвалить его рубашку, галстук или костюм. Лучше скажите ему о том, какой он красивый в этом костюме, о том, как ему идет цвет рубашки.

2. Способности. Чем бы ваш любимый мужчина ни занимался, хвалите его талант, благородство, ум, его умение находить выход из сложных ситуаций, то, что у него получается лучше всего. Это приятно слышать любому мужчине. Это поднимает его самооценку.

3. Интимная сторона. В постели ваш мужчина самый лучший, самый сексуальный. И пусть ему не всегда удается поддерживать этот имидж, но не упускайте момента сделать ему комплимент в моменты взаимного удовлетворения и счастья. Наиболее важно это для молодых мужчин. Но не сравнивайте его со своими бывшими мужчинами, даже если они в чем-то лучше любимого. Интимная сфера вообще крайне важна для большинства мужчин, поэтому нужно быть очень осторожной и тактичной.

4. Помощь мужчины. Если хотите, чтобы он помогал вам в домашних делах - хвалите. Если он не видит положительной реакции, не чувствует одобрения, то делает вывод: это никому не нужно, а если не нужно, то зачем это делать? Похвала – это не торжественная ода по поводу вымытой посуды! Просто скажите: «Как хорошо, что ты перемыл посуду, я так устала и хотела отдохнуть. Спасибо». Казалось бы, мелочь, но ему будет приятно. Именно из таких мелочей складывается микроклимат в семье.

5. Никогда не ругайте и не высмеивайте его за, например, плохо вымытую тарелку. Перемойте сами, но не в его присутствии, иначе ваш комплимент будет неискренним, и это обидит мужчину.

КАК правильно хвалить.

1. Очень плохо, если вы скупитесь на похвалу и комплименты для мужчины. Но не менее плохо, если хвалите слишком часто, без повода. Не придумывайте комплиментов, не приписывайте несуществующие достоинства, лучше найдите и подчеркните в нем то, что есть.

2. Не льстите. Не можете искренне похвалить, не солгав, лучше не делайте этого вообще.

3. Комплимент должен быть уместен. Не стоит в обществе друзей хвалить его хозяйственность (чистит паласы, выносит мусор и т. п.). А вот комплименты о его спортивных достижениях, например, будут как раз кстати.

4. Научиться хвалить мужчину так, чтобы он чувствовал себя нужным, чтобы видел, что вы цените его достижения.

5. Не стоит молчать, когда он что-то делает не так, но и кричать не нужно. Объясните, что вас не устраивает. При этом важно помнить, что мужчины и женщины по-разному чувствуют, думают, переживают. Мужчины по-своему воспринимают жизнь, свое место в мире. Им свойственна прямолинейность, точность результатов. Многие вещи они воспринимают совершенно по-другому, поэтому и хотели бы исправить ошибку, но не знают, в чем и почему ошиблись, как ее исправить. Разбрасывают вещи? Так похвалите за то, что они аккуратно сложили их и убрали в шкаф. Объясните, почему рубашки на плечики необходимо вешать аккуратно. Найдите нужные слова, нужный тон. И увидите: обязательно сделают так, как вы просите. Ведь вы хвалили их за небольшие удачные шаги к аккуратности.

6. Гордитесь мужчиной.

Запомните волшебные фразы: «Ты мой герой». «Ты у меня мастер». «Ты у меня такой умный», «Ты такой смелый», «Ты мое сокровище», «Я так тобой горжусь».

Если мужчина будет слышать такие фразы, будет чувствовать, что его ценят, его хвалят, им восхищаются, у него, наверняка, вырастут крылья
Умение говорить комплименты, хвалить своего мужчину – это важное, нужное умение для женщины. Нужные слова, нужное время и место – это то, что может способствовать повышению самооценки, укреплять отношения.


Здравствуйте! Помогите разобраться в своих чувствах. В общем в моей жизни все хорошо: есть любимый муж, сын, работа, друзья. Я хорошая хозяйка, есть хобби - рисую, пишу стихи. Но меня постоянно преследует желание услышать от окружающих похвалу. Это похоже на зависимость. Если меня не похвалят, не оценят вслух, меня это угнетает, заставляет чувствовать себя неуверенно, заставляет думать, что я плохо справилась. Это чувство крайне неприятно и, можно сказать, унизительно. Слышала, что такое происходит с теми, кого в детстве недоласкали, недолюбили и человек пытается восполнить этот пробел. Так ли это и можно ли от этого избавиться?

Ммм… Какой супчик вкусный получился. Домашние пальчики оближут… Задание на работе выполнено идеально, шеф будет доволен… Новое творение вышло из-под пера, скорей бы показать лучшей подружке… Наслаждайтесь дорогие, ведь я старалась для вас…


А дорогие молчат. Поели и отделались сухим «спасибо». Не понравилось, что ли? Но ведь действительно вкусно. Шеф все принял как должное и даже не поблагодарил. Друзья не оценили нового стихотворения, искусно связанной шали, яркой картины…

Настроение стремительно снижается. Уголки губ ползут вниз. Ваше лицо становится мрачным, а в самой глубине глаз мелькнет едва заметный след обиды, который тщательно маскируется сосредоточенной работой. Естественно, ведь старания не оценены по заслугам. И в голову тут же закрадываются тревожные мысли: я что-то сделала не так? Им не понравилось?

В душе поселяется неуверенность, и даже рецепт любимого супа начинает вызывать неприятные ощущения. Как приступать к тому, что никто не оценил?

Странные ощущения для взрослого состоявшегося человека, не правда ли? И готовить умеет, и работу свою знает досконально. К чему лишние подтверждения успешно сделанного дела, если вы и так знаете, что справились идеально? Зачем портить себе настроение от того, что вас просто не похвалили? Гнать бы все эти ощущения к черту, так ведь не получается. Они точат неуверенностью в собственных силах и легким налетом обиды. Ведь вы старались не для себя, для них…

Похвала - необходимая и обязательная

Ощущения неуверенности в себе из-за неоцененного окружающими труда преследует немалое количество людей. Но оно не свидетельствует о вашей несостоятельности, и умом вы, конечно, это понимаете. Вот только психике подавай другое - достойную оценку труда, высказанную вслух.



Системно-векторная психология Юрия Бурлана поможет вам понять корень вашей зависимости. Это совершенно закономерное желание человека, который обладает анальным вектором.

Человек с таким типом психики - тот, кто все делает на совесть. Не собственная выгода маячит перед ним, когда он принимается за то или иное дело, работу по дому или в коллективе. В первую очередь ему важно качество. Ведь только оно позволит ему чувствовать себя востребованным и заслуживающим награды.

Другие вектора рождают другие желания и ощущения. Самый простой пример, желание получить выгоду от проделанной работы, материальную или любую другую. Это и становится стимулом многих людей к работе. Это свойственно людям с кожным вектором.

Недохвалили

Степень зависимости от похвалы действительно происходит от того, как ребенка воспитывали в детстве. Маленькому анальнику похвала нужна, чтобы ребенок знал, что действует правильно. Ведь от природы он очень неуверен в себе. И только мама своим ласковым напутствием может подтолкнуть его к делу, собрать ли игрушки или сделать уроки.

А ее «какая ты у меня умница!» будет означать для ребенка, что он на верном пути. И, чтобы в дальнейшем снова заслужить свою награду - повалу, он будет стараться еще больше и усерднее. Так и происходит развитие анального вектора. Похвала - его пряник, за который он готов трудиться, учиться, слушаться. При этом похвала должна быть заслуженной, за дело.



Родители (часто мама), наоборот, начинают манипулировать похвалой. Такие анальные дети рискуют вырасти с патологической зависимостью от похвалы . Этот феномен системно-векторная психология называет «комплекс хорошего мальчика/девочки»

Когда же ребенок недополучает так необходимое ему одобрение - это нарушает его баланс защищенности, который обеспечивают только родители. Чем меньше это ощущение, тем более неуверенный растет ребенок и тем больше он стремится точно знать, услышать вслух, что его работа сделано отлично. Все это в большей или меньшей степени переносится во взрослую жизнь, где потом по скрытой от нас причине мы так ждем чужого одобрения.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана может открыть перед вами совершенно новый взгляд на ваш внутренний мир, на корни всех ваших чувств и желаний. Осознав в себе свой вектор, вы учитесь рационально рассматривать каждое возникающее внутри ощущение. Не похвалили борщ - неприятно - ага, это оно, анальное желание услышать похвалу. С глубоким пониманием себя, неуверенность пропадает . Вы можете лишь усмехнуться требованию своей психики и спокойно продолжить день, не мучаясь мыслями о неудаче.

Свойства вектора не изменить. Похвала для вас по-прежнему останется желанной. Но если ее не последует, это больше не будет угнетать и надолго выводить вас из равновесия. Ведь, понимая себя, вы одновременно учитесь видеть и других. А они обладают совершенно другими свойствами. И кожному начальнику вовсе не придет в голову кого-то хвалить (нет таких свойств). Но в конец месяца он, к примеру, может выписать премию.

Понимание себя - это способ навсегда распрощаться со многими проблемами. И это подтверждают все те, кто прошел тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Вот, о чем свидетельствуют люди:



В этих статьях вы можете более подробно узнать об анальном векторе:
http://www.yburlan.ru/biblioteka/analjniy-vektor
http://www.yburlan.ru/biblioteka/realizovannyi-analnyi-vektor

Статья написана с использованием материалов

Необходимо использовать оценивание в работе менеджера первичного коллектива. К сожалению, достаточно часто приходится сталкиваться с установкой на отрицательное оценивание. Такая оценка базируется на мнении, что похвала может отрицательно повлиять на человека. Конечно, такие случаи могут иметь место. Но часто они встречаются не потому, что мы не скупимся на похвалу, а потому что не умеем правильно пользоваться этой формой поощрения. Секрет состоит в том, чтобы хвалить всегда и только за успехи, достигнутые лично работником.

И все же похвала, комплимент, позитивный отклик на работу подчиненного - очень мощные средства воздействия, которые вызывают целый спектр ответных реакций - от признательности до повышения лояльности и стремления к улучшению работы.

Похвала (положительная оценка работника и результатов его деятельности) должна следовать за любыми достойными действиями исполнителей, способствующими достижению целей организации. Чем больше позитивного будет отмечать руководитель в работе сотрудников, тем больше вероятность того, что они будут вникать в проблемы и помогать с ними справиться.

Похвала, как считают специалисты, является одним из самых эффективных инструментов обратной связи между руководителями и подчиненными. Важно только уметь выбрать ее подходящее содержание и форму. Она может быть прямой - искренней, дружелюбной, доверительной; может быть и косвенной, в виде проявления неподдельного интереса к личности работника, его заботам и нуждам.

Как сказал один из классиков: “Странное существо человек - назовут дураком, и он огорчится, а ведь его не побили; похвалят - он радуется, а ведь рубля не дали...” Несмотря на нашу сегодняшнюю толстокожесть, мы чутки к слову окружающих, нуждаемся в одобрении своей деятельности, похвале, в моральной поддержке. И доброе слово - нечто неосязаемое, эфемерное - оказывается вдруг мощным фактором сложившихся или завязывающихся взаимоотношений.

Подсчитано, что производительность труда от хорошего настроения улучшается на 20-25%. Зато конфликтная атмосфера отнимает более 15% рабочего времени.

Психологи утверждают, что наша “душа” должна получать достаточно много положительных эмоций в виде добрых слов. “О, - говорите вы коллеге по работе, - какой у вас чудесный галстук. У вас прекрасный вкус!” Позже: “Как здорово вы работаете - справка написана быстро и толково”. Или: “Для меня ваше мнение очень ценно. Как вы думаете о...”

Но, согласитесь, гораздо чаще говорят иначе: “Быстро сделано”, “А ну-ка подскажите мне”. В этом случае эффект будет другим.

Одобрение, моральная и психологическая поддержка могут выражаться и без слов. Теплый взгляд, сердечная улыбка. Разве они их не заменяют? Но даже и на это мы не расщедриваемся.

Особенно важно не забывать о добрых словах в обращении с сотрудниками-женщинами. Рекомендуем в каждое распоряжение, отдаваемое подчиненной-женщине, вносить оттенок личной просьбы. И будьте уверены, поручение, данное таким образом, будет исполнено лучше, чем приказ.

Иногда можно услышать, что, мол, работа есть работа и “нежности” здесь ни к чему. Но в таком случае и желаемой отдачи вы не получите.

Похвала - наиболее утонченная и эффективная форма управления. В результате ее люди всегда будут стремиться делать лучше. Отсутствие похвалы, особенно за хорошую работу, или незаслуженная, неискренняя похвала (которая может восприниматься как насмешка) демотивируют, поэтому для повышения ее действенности желательно иметь объективные критерии. К похвале предъявляются следующие требования: дозированность, последовательность, регулярность, контрастность.

Похвала является эффективной мотивацией. Однако чтобы похвала работала, она должна быть приятной для сотрудника. В противном случае все бесполезно. В процессе работы мною замечено, что большинство людей хвалить не умеют. А неуклюжая похвала вызывает довольно настороженную реакцию.

Однако говорить подчиненным приятное надо уметь. Прежде чем поблагодарить или сделать комплимент, следует сначала учесть несколько моментов:

  • склад личности человека, которому комплимент адресован;
  • оптимальную форму, в которую следует облечь подобный комплимент или поощрение;
  • цель, которую хочет достичь руководитель, поощряя этого сотрудника;
  • характер поощрения - важно, чтобы оно было сделано не формально и не банально;
  • обстановку, в которой сотруднику было бы приятнее всего услышать похвалу.

Кроме того, следует помнить, что всякое поощрение должно быть своевременным: хвалить работу, сделанную год назад, конечно, можно, но вряд ли целесообразно.

Похвала должна быть дозированной, ибо при слишком частом использовании этого метода его действенность ослабляется.

Один из наиболее сильных мотивирующих факторов (часто более мощный, чем деньги) - это “признание”. То есть любая форма благодарности за хорошо выполненную работу. Менеджеры часто не осознают необходимости и эффективности этой формы мотивации. Один из американских менеджеров около года проработал в Москве менеджером строительной компании. Он отметил, что руководство фирмы никогда не благодарило сотрудников за качественную работу или за окончание очередного цикла в срок. У него сложились прекрасные отношения именно потому, что он не уставал отмечать достижения рабочих каждый день. Больше никто из менеджеров этого не делал. На его участке рабочие готовы были оставаться дольше и работать особенно тщательно, хотя денег им за это никто не предлагал. Это очень просто и удивительно эффективно. Те менеджеры, которые не умеют благодарить людей за работу в естественной и непринужденной форме, должны выучить это как урок или освоить как навык.

Самый простой уровень освоения этого искусства - научиться выражать благодарность людям, которые сделали чуть больше или лучше того, что от них ожидалось. Вы можете пригласить сотрудника к себе в кабинет и просто поблагодарить его, не обсуждая при этом никаких других вопросов.

Доброе настроение - основа гарантии успеха. И важно поддерживать это настроение в себе и в других. Нужно иногда сказать доброе слово и в собственный адрес. Такое самости- мулирование особенно важно, если работа связана с нервными перегрузками, утомлением или если она однообразна. При самостимулировании меньше чувствуется усталость и улучшается настроение.

Можно себя и поощрить, поддерживая тем самым состояние душевного удовлетворения и равновесия. Психологи советуют с этой целью делать себе подарки - галстук, книгу, прогулку после работы. Полезно чаще улыбаться. Улыбка - стимулятор бодрости и активности.

Основное условие эффективного поощрения - его нестандартность. Похвала должна звучать искренне. Для этого, как уже отмечалось, надо непременно учитывать то, кому она адресована. Человека застенчивого публичная похвала, из-за которой он оказывается в центре внимания, может смутить. Напротив, тем, кто стремится к общественному признанию, будет недостаточно, если начальник похвалит их работу в приватной беседе. Педантов, которые стремятся к тому, чтобы любая положительная оценка их деятельности была должным образом зафиксирована, может не устроить устная похвала. Лучшим поощрением сотрудников, ориентированных на результат, могут стать не слова, а новое, более ответственное задание.

Практика показывает, что работников, склонных к переоценке собственной личности, следует поощрять очень осторожно, иначе они нередко начинают переоценивать свои силы и способности, у них может развиться зазнайство и самомнение. При неумеренной похвале работники начинают рассматривать хорошую работу и примерное поведение как заслугу, а не как свой долг, обязанность.

На первом этапе формирования коллектива, когда в нем еще не сформировалось общественное мнение, нецелесообразно поощрять отдельных работников. Иначе вероятны раздоры и конфликты в коллективе. На первом этапе следует стремиться поощрять прежде всего весь коллектив. А вот когда в коллективе появляется общественное мнение, возникает возможность и целесообразность поощрять отдельных исполнителей.

Похвала всегда воспринимается лучше критики, но последняя также бывает необходима. Нужно иметь в виду, что критика подчиненных лучше, чем полное отсутствие внимания к ним.

Лучшие статьи по теме