Портал для родителей - Kinikids
  • Главная
  • Семья
  • Сколько жен было у хана. Женщины чингисхана. Фото из интернета

Сколько жен было у хана. Женщины чингисхана. Фото из интернета

Много стран и народов завоевал Чингисхан на своем веку. Не раз проявлял он жестокость и коварство. Но ни один противник не вызвал в нем такой лютой ненависти, как степное племя меркитов. Великий завоеватель не успокоился, пока не истребил весь этот народ до единого человека. О меркитах ныне напоминают лишь сухие строки древних летописей. Причиной этой небывалой ненависти была… любовь! Любовь Чингисхана к своей жене Бортэ…

Насильный брак

Началась вся эта кровавая история еще тогда, когда Чингисхана не было на свете. Юный меркит Чиледу женился на красавице Оэлун. Молодые возвращались со свадьбы, когда на свою беду повстречался им на пути Есугэй-багатур из племени тайджиутов. Красота невесты поразила лихого наездника. Он понял, что эта женщина должна принадлежать ему. Изменившись в лице, всадник стегнул коня и умчался прочь. Молодые люди встревожились и тронулись дальше, стремясь поскорее миновать опасный участок степи. Но вышло иначе. Есугэй прискакал в становище к своим братьям и позвал их с собой.

Вскоре молодожены услышали стук копыт.

Это он! - сказала Оэлун. - Нам не скрыться.

Спасайся - или они убьют тебя. Ему нужна я, а не ты. А девушек в степи много. Ты найдешь новую жену и назовешь ее моим именем. И будешь думать, что я всегда с тобой.

Юноше пришлось согласиться. Когда налетчики настигли повозку, Чиледу уже скрылся за холмом. Его не стали преследовать. Так Оэлун стала женой Есугэй-багатура.

Меркитам пришлось смириться с оскорблением - под началом Есугэя было слишком много бойцов. Но в сердце своем они затаили лютую злобу: ведь тот, кто оскорбил одного члена племени - оскорбил все племя. Отныне у Есугэя в степи были страшные и непримиримые враги.

Вскоре Оэлун родила первенца - мальчика. Новорожденный младенец в кулачке сжимал сгусток крови. Старейшины покачали головами - малыш станет жестоким и кровожадным воином! Так на свет появился Чингисхан. Но тогда еще никто об этом не ведал - это имя великий завоеватель «возложит» на себя лишь в возрасте 50 лет. А пока малыша прозвали Тэмучжин. В тот год Есугэй вернулся из похода на татар, захватив в плен знаменитого татарского богатыря Тэмучжина. Потому и родившегося мальчика назвали в его честь.

Жена стала наложницей

Когда Тэмучжину исполнилось 13, отец решил подыскать ему невесту. Выбор пал на 10- летнюю Бортэ из племени хонкеритов. Есугэю девочка так понравилась, что он оставил сына в стойбище хонкеритов, чтобы тот познакомился поближе с будущей женой.

Довольный помолвкой, Есугэй отправился домой. Дело было летом, стояла жара, Есугэю захотелось пить. Увидев становище татар, он спешился и попросил напиться. Хотя татары и были недругами, немало натерпевшимися от походов Есугэя, закон степного гостеприимства требовал, чтобы путника угостили. Татары так и сделали, но ненависть их к Есугэю была столь велика, что питье они отравили.

Подъезжая к дому, Есугэй почувствовал себя плохо. К вечеру он понял, что отравлен. Его отпаивали молоком и настоем трав, но на следующий день стало ясно, что жить ему осталось недолго. Есугэй приказал верному дружиннику скакать к хонкеритам и привезти Тэмучжина. Но когда Тэмучжин приехал в стойбище, отец уже умер. Так 13-летний Тэмучжин стал «главой семьи».

Прошли годы. Тэмучжин изведал нищету, плен, скитания по степи. Одно было утешение у него - любимая жена Бортэ (ее отец хоть и не сразу, но выполнил обещание - выдал дочь за Тэмучжина).

У юного Тэмучжина появляются первые подручные - такие же молодые и вечно голодные бродяги. Они признают Тэмучжина своим лидером, преклоняясь перед его умом, дерзостью и жестокостью к противнику.

Правда, воинов у Тэмучжина немного, да и вряд ли они живут вместе с ним. Поэтому, когда меркиты наконец решили отомстить за оскорбление, нанесенное им когда-то Есугэем, рядом с Тэмучжином никого, кроме братьев, не оказалось.

Однажды на рассвете старая рабыня, вышедшая набрать воды, услышала отдаленный топот множества копыт. Так быстро, да еще в такое время гости не скачут. Это меркиты! И тут Тэмучжина охватила паника. Он крикнул братьям, чтобы скакали за ним, бросив все - женщин, детей, добро. Летописи не жалеют Тэмучжина: они говорят, что тот бросил жену, хотя мог ее увезти с собой. Но страх был слишком силен. Будущий повелитель вселенной в то утро полностью утратил самообладание. Братья ускакали.

Старая рабыня, решив спасти Бортэ, посадила ее в возок, запряженный коровой, завалила шерстью и погнала корову прочь от стойбища. Навстречу меркитам. Это был умный ход: меркиты, встретив возок у стойбища, пропустили его. И, может, все бы обошлось, но, когда меркиты, захватив все добро Тэмучжина, ехали обратно, они заметили возок, который старуха спрятала в стороне от дороги. И решили на всякий случай его обыскать. Так Бортэ тоже попала в плен.

Страшная месть

Когда Тэмучжин узнал, что случилось с Бортэ, то «сердце его преисполнилось злобы». Его жена украшает ложе поганого меркита! Изможденный, почерневший от гнева и ненависти, юноша бросился к другу своего детства Джамухе, который к тому моменту был уже предводителем крупного отряда кочевников. Джамуха не забыл детской дружбы. И согласился помочь Тэмучжину. Подготовка к походу заняла несколько месяцев. Все это время Бортэ жила в юрте простого меркитского воина как рабыня и наложница.

Наконец отряды Джамухи и Торгула обрушились на кочевья меркитов. В ночном бою меркиты были разбиты наголову. Тэмучжин первым ворвался в становище меркитов.

Бортэ! - кричал Тэмучжин. - Я здесь! Бортэ!

К седлу Тэмучжина метнулась черная тень - это Бортэ прижалась к крупу коня. Тэмучжин подхватил жену и посадил ее перед собой… Бой был окончен. Всех пленных согнали в поле и зарубили без пощады. И только когда все кончилось, Бортэ призналась мужу, что несет в себе ребенка. Это был ее первенец - но не от мужа, а от захватившего ее меркита.

Вскоре родился мальчик, которому дадут имя Джучи. Чингисхан признает этого ребенка своим. Он никогда не упрекнет ни в чем свою жену, но Джучи он так никогда и не полюбит, отделяя его от действительно «своих» сыновей - Толуя, Чагатая и Угедея.

Итак, каков же итог конец этой любовной истории? Чингисхан завоюет полмира, у него будет 26 жен и 2 тысячи наложниц, однако все они появятся у него после его 50-летия. А до того супруга Бортэ была его единственной женщиной. Да и другие жены и наложницы появились, видимо, из соображений престижа - на Востоке могущество правителя определялось в том числе и размерами его «гарема». Но любить великий завоеватель будет только свою «первую» жену.

Племя меркитов, нанесшее Чингисхану удар в самое сердце, будет им полностью истреблено: от стариков до младенцев. Единственным уцелевшим меркитом станет только его сын Джучи. Спустя годы у Джучи родится сын Бату (в древнерусских летописей - Батый), поход которого на Русь навсегда разделит нашу историю на две части: на домонгольскую и послемонгольскую. Но теперь мало кто знает, что в жилах этого «внука Чингисхана», покорившего Русь, текла не кровь великого монгола, а кровь безвестного насильника-меркита…

Voted Thanks!

Возможно Вам будет интересно:



Всемирная история хранит память о многих женщинах, чьи деяния прославили их имена на многие века. Поэты воспевают их разум и красоту, ученые спорят о месте, роли и значении каждой из них в развитии прогресса, истории той или иной страны. И совершенно незаслуженно история предала забвению имена самых могущественных женщин мира за все время существования человечества — монгольских женщин XIII века.

Европейские и азиатские современники, а затем историки, исходя из сложившихся в их странах взглядов на роль и место женщины в жизни общества, не могли понять системы семейно-брачных отношений среди кочевников. Они либо замалчивали роль жен Великих ханов в политической истории, либо недооценивали их интеллектуальные способности, а иногда даже и совершенно лишали их таковых. В современную эпоху тоже мало что изменилось. Исследователей и тогда и сейчас ставит в тупик сам факт успеха монгольского оружия и политического таланта. Ну не могли какие-то дикие кочевники создать самую великую и прогрессивную империю в мире! Дальше признания гениальности Чингисхана и его полководцев дело не идет. А не мешало бы взглянуть на состояние эффективности самого кочевого общества, в котором женщина не рассматривалась просто как необходимый элемент для продолжения рода. Хозяйственно-экономическая роль женщины в семье превосходила мужскую. Об этом говорят исторические источники. Дело мужчины – поле, а все остальное – на ее плечах. Это вдвое увеличивало военно-политический и экономический потенциал при той же численности монголов раннего средневековья.

История писана и переписана неоднократно. Но в ней периоды междуцарствия до сих пор остаются «белым пятном». При том, что они были достаточно продолжительны. Два года после смерти Чингисхана в «Юань-ши» записаны одной строчкой: «… регентствовал царевич Толуй». Это при том, что еще при жизни Чингисхана на семейном совете было решено отдать власть Угедею. Почему источники упускают роль и значение в этот период жены Чингисхана Есуй-хабун? Пока неизвестно.

Туракина-хатун

После смерти Великого хана Угедея междуцарствие длилось пять лет. Разве великая держава могла существовать без власти в такой большой промежуток времени? Нет. Завоевательные походы были успешны, развивались государственные структуры. Без твердой руки это было невозможно. Западные исторические источники называют это время регентством Туракины-хатун, вдовы Угедея. Китайские – временем правления императрицы Лю, происходившей из рода Наймачжэнь. «Сокровенное сказание монголов» связывает ее происхождение с меркитами. Это была властная, целеустремленная женщина с твердой волей. Мудро управляя государством, она сконцентрировала в своих руках всю власть от Адриатического моря до Желтого. Она смогла победить и в династийной борьбе, сделав Великим ханом своего сына Гуюка в обход существовавших правил престолонаследия.

Историки несправедливы к ней. Повторяя вслед за католическим монахом Плано Карпини выдумку, что Туракина-хатун лично отравила русского князя Ярослава, последователи превращают ее в не очень умную особу. Даже такой великий ученый как Гумилев Л. Н. не избежал этой участи, назвав ее «вздорной, глупой бабой». И никто не задался вопросом: «Зачем ей это было нужно?». По рассуждениям Карпини, представителя варварской в то время Европы, она хотела этим шагом присоединить владения Ярослава к своему улусу. Более нелепого предположения придумать трудно. Небольшое по сравнению с империей монголов княжество на северо-востоке Руси и так входило в орбиту монгольского влияния. Великой императрице вряд ли пришло бы в голову лично участвовать в междоусобных проблемах князей на окраинах ее государства. Что было позволительно не понимающему реалий монаху, вряд ли может соответствовать авторитету современного исследователя.

Огул-каймиш

Гуюк правил недолго, и новое междуцарствие возглавила его жена Огул-Каймиш (Огуль-Гаймишь), о личности которой мы мало что хорошего можем почерпнуть из источников и исследований. И здесь сработала сила инерции. Государство росло и укреплялось, а ей в вину ставили увлечение колдунами и ворожеями, развал государственных дел. А зря! Да, она проиграла династийную борьбу. Но кому? Самой Соркуктани-беги!

Эта борьба длилась долгих три года и завершилась казнью Огул-Каймиш, ее сына Ширемуна и других видных нойонов. Три года могущественная Соркуктани не могла справиться с «глупой и никчемной» Огул-Каймиш. Тут в исторических трудах явно не все в порядке!

Соркуктани-беги

Соркуктани-беги (правильнее было бы Сорхаг-тани, как доказал Бельо, но и мы подвержены инерции) безусловно была самой могущественной женщиной в истории. Перед обаянием ее личности не устояли ни великие правители, ни исторические описатели, даже такие как Рашид-ад-Дин и Плано Карпини, которые в силу своих религиозных убеждений относились к женщинам с определенным предубеждением. Последний в своей книге отмечал: «… Сероктан, эта госпожа пользовалась среди всех татар (монголов) предпочтительным уважением…». А ведь Карпини был при дворе Великого хана еще до избрания Гуюка.

«Соркуктани-беги была весьма умной и способной и возвышалась над женщинами света (даже здесь Рашид-ад-Дин не удержался от половой дискриминации — авт. ). Она обладала в полнейшей мере твердостью, скромностью, стыдливостью и целомудрием. Так как ее сыновья остались после отца (малыми) детьми, то она благодаря своим способностям приложила большие старания в деле их воспитания и обучила их добродетелям и учтивости. Она никогда не допускала, что бы между ними случился какой-нибудь спор даже о волоске, она сдружила их жен (одно это чего стоит — авт. ) и с рассудительностью воспитала и оберегла детей, внуков, всех старших эмиров (нойонов) и войско, которое осталось после Чингисхана и Тулуй-хана и находилось в их подчинении. А так как они признавали за ней совершенный ум и предельные способности, то никогда «ни на волос не преступали ее повелений».

Одна из жен младшего сына Чингисхана Толуя, Соркуктани не могла претендовать на высокое положение в социальной иерархии монгольского общества. К тому же она являлась племянницей Ван-хана кереитского, в жестокой схватке с которым Чингисхан и приобрел свои политический вес и могущество в Степи. Но разум и рассудительность, умение сглаживать углы и примирять непримиримых в семье чингисидов сделали ее вначале всеобщей любимицей, а затем и советчицей. Ради нее многим прощалось даже нарушение Ясы. В 1225 году во время похода монголов против государства тангутов войско Толуя задержалось с выступлением. Жестоко каравший за малейшие воинские провинности покоритель мира был вынужден оставить проступок без наказания: оправдание было весомым – приболела Соркуктани-беги.

Она сблизила царственные дома Джочи и Толуя, вероятно, потому, что женой Джочи была ее сестра Биктутмиш-фуджин. Бату-хан, будучи уже старшим из чингисидов по возрасту и положению, тем не менее, всегда советовался с вдовой своего дяди и прислушивался к ее мнению. Соперник Бату, Угедей-хан, как позже и его потомки, с большой любовью относился к Соркуктани-беги и ее детям, что не помешало последним перехватить бразды правления империей. Рашид-ад-Дин: «Kaaн (т. е. Угедей) совещался с ней о всех делах, не преступал принятого ею решения и не допускал изменений в ее приказаниях, все зависимые от нее люди были отмечены покровительством и почетом».

Импонировал подданным и ее отказ выйти замуж после смерти мужа даже за Великого хана Гуюка. Это способствовало тому, что любовь монгольского народа к ней стала даже выше почитания матери Чингисхана Оэлун-Эке.

Четверо сыновей Соркуктани-беги были великими историческими личностями. Старший сын, Мункэ, избирался хурултаем Великим ханом. Этого титула удостаивались и другие сыновья: Хубилай и Ариг-Буха. Спор между ними завершился в 1260 году в пользу Хубилая, которого сегодня историки считают самым могущественным государем в истории. Он основал династию Юань в Китае. Второй ее сын, Хулагу, возглавил поход монголов на Ближний Восток, где он стал основателем династии ильханов. При Хубилае монгольская империя достигла наивысшего своего могущества и небывалого в истории охвата территории. Приложила к этому усилие и Соркуктани-беги. Направленное ею войско на север присоединило обширные пространства Сибири вплоть до Ледовитого океана. Расположения ее добивались цари и князья многих народов, через ее ставку проходил путь всех иноземных послов.

Поскольку Соркуктани была христианкой, на ее помощь и защиту рассчитывали русские, армянские, грузинские владыки, правители европейских стран. На берегах всех четырех океанов ее слово было законом, которое не могли оспорить даже Великие ханы, ее сыновья. Неограниченная власть не портила ее. Будучи сама образованной, она привила тягу к науке и сыновьям. Была милосердна и милостива. Она опекала не только христиан. На ее деньги было построено медресе в Бухаре. И сколько еще добрых поступков было в ее жизни, сегодня, наверное, не сосчитает никто.

Возможно, именно она протежировала когда-то опальных своих двоюродных братьев и племянников, внуков и правнуков Ван-хана, способствовала возвышению их среди торгоутов, гвардии Великих ханов, потомки которых через несколько веков станут калмыцкими ханами.

В науке имеется несколько дат ее смерти. Но это неважно. Соркуктани-беги завершила свой жизненный путь на вершине славы, почета и могущества, нашла упокоение в священном месте, где был похоронен Чингисхан. Ни до, ни после нее больше не было более могущественных монгольских императриц как по охвату, так и по силе власти.

Абике-беги

Одной из самых интересных и замечательных личностей эпохи ранней истории монгольских народов можно назвать Абике-беги, одну из старших жен Чингисхана. Принцесса по крови, умная, волевая женщина, она прожила жизнь, достойную сюжета для многих поэм, романов и даже детективов. Неординарность ее натуры привлекала древних хронистов и в то же время ставила в тупик.

В современных переводах старинных источников на русский язык ее имя можно встретить как Ибаха (у Козина), Ибака (у Дарваева), Абикэ (у Рашид-ад-Дина) и т. д. Думается, что ее имя имеет, как и солидная часть современных имен многих народов, этническую этимологию. Народ абак был достаточно уважаем в Великой Степи. Даже один из ильханов в государстве хулагидов имел имя Абака-хан. Абике, это уменьшительное производное, поэтому будем считать данное произношение имени правильным.

Большинство древних хроник описывают одно важное событие в жизни Абике-беги. В стихе 208 главы 7 «Сокровенного сказания монголов» и в дальнейших монгольских переложениях этот случай преподносится как дарение Чингисханом своей жены Абике за большие заслуги нойону племени урутов Джурчедаю. Перечисляя его подвиги, хан упоминает исключительную роль Джурчедая в разгроме войск кереитского Ван-хана, а затем кереитского Джахамбо с захватом их подданных. Далее необходимо привести цитату из перевода «Сказания…» П. Дарваева полностью:

«Ради того, что в дни сражений он рисковал жизнью, что в дни битв он скакал впереди, Чингис-каган подарил Джурчедаю Ибаку-беки и сказал ей: «Я никогда не говорил, что ты глупа, что ты плоха! Тебя, вошедшую в мое сердце и душу и сидевшую рядом со мной, я отдаю Джурчедаю ради Великого Дела, ради того, что в дни сражений он становился щитом, от врагов он был укрытием, что он соединял отделившихся, собирал разбредшихся, за все его заслуги, ради Великого Дела я тебя отдаю. После меня мои потомки, когда сядут на наше место, пусть также думают о пользе Делу, не искажая моих слов, до потомков не прерывают долг (не забывают заслуги) Ибаки!»

Еще Чингис-каган сказал Ибаке: «Твой отец Джака-Канбу дал тебе двести человек, а также Ашик-Темур-баурчи и Алчик-баурчи. Сейчас, уходя в племя Урууд, отдай мне на память из приданого Ашик-Темур-баурчи и сто человек!»

Еще Чингис-каган сказал Джурчедаю: «Я дарю тебе свою Ибаку, четырьмя тысячами своих Уруудов ты будешь сам ведать, не так ли?» Так он наградил Джурчедая».

Приведение данной цитаты полностью не случайно. «Сокровенное сказание монголов», как и последующие монгольские интерпретации жизнеописания Чингисхана, является, с претензией на хронику, все же литературно-художественным произведением, и автор его вряд ли лично присутствовал при данном эпизоде. Но и умолчать о подобном факте он не мог. Слишком большой резонанс это вызвало в кочевом обществе. И было от чего!

Сам поступок дарения жены даже за величайшие заслуги другому в истории человечества нельзя назвать ординарным, особенно в средневековом кочевом обществе. Это было необъяснимо ни тогда, ни сегодня, ни с точки зрения какой-либо морали. Китайские хронисты в «Юань ши», старательно отмечавшие все вехи жизни Чингисхана, в данном случае просто о нем не упомянули.

Историк Рашид-ад-Дин в своих «Летописях» несколько по-иному раскрывает суть происшедшего. Получатель удивительного подарка Джурчедай у него именуется как Кяхтэй (Кэхтэй) — нойон. Вот как описывает события

«… Из рассказов о нем один такой: однажды ночью он возглавлял гвардейский караул в ставке Чингис-хана. Чингис-хан, увидев какой-то страшный сон, проснулся и потребовал света. В ставке была жена, по имени Абика-беги, дочь Джаканбу. Он сказал этой жене: «Я постоянно был с тобою хорош и от тебя не видел никакого зла и вероломства. В этот момент я увидел некий сон, и всевышний господь повелел, чтобы я тебя подарил. Тебе не следует сердиться». И он окликнул: «Кто снаружи?» Кэхтэй-нойон, который был в карауле, ответил: «Я». Позвал его внутрь и сказал: «Я тебе подарил эту госпожу, возьми ее!» Кэхтэй весьма испугался этого происшествия. Чингиз-хан его успокоил и сказал: «Не бойся, ибо я действительно говорю эти слова!» Жене же сказал: «Оставь мне на память одного стольника (баурчи — авт .)… и такую-то золотую чашу, из которой я пью кумыс». Все же остальное полностью: орду, ов-угланов, домочадцев и слуг, казну, табуны и стада полностью отдал жене, подарив ее Кэхтэй-нойону. И все!»

Но это не все! Чингисхан совершил этот поступок, когда власть его окрепла – уже были покорены все монгольские племена и установлены законы Ясы. Абике-беги также не была простой женщиной, которую можно было бы подарить как вещь.

Она была племянницей Ван-хана, близость к аристократическому роду которого в Степи значила очень много. Абике была старшей из четырех дочерей Джахамбо (Джаканбу). Ее сестры являлись: Бектутмиш-Фуджин – старшей женой Джучи, старшего сына Чингисхана, а Соркуктани-беги – главной женой его младшего сына Толуя. Они имели достаточно большое политическое влияние среди монголов. Еще одна сестра была отдана замуж за царя онгутов или тангутов. Источники в этом разнятся. В ходе своих завоевательных походов Чингисхан активно пытался найти ее, но безуспешно. Поэтому имя ее в истории не сохранилось. Сестры располагали полной экономической свободой и даже воинской силой. Двести гвардейцев-торгаутов Абике-беги по законам рыцарей чести могли защитить достоинство своей госпожи. Чингисхан знал это, из чего следует, что его поступок не являлся оскорблением для отданной в подарок жены.

Что же произошло на самом деле в ту ночь? Отказаться по доброй воле от жены Чингисхан по обычаю не мог, даже если бы она была уродлива или бесплодна, ни то, ни другое к ней не относилось.

Не оказался ли Чингисхан невольным свидетелем встречи возлюбленных или же он заподозрил свою жену в неверности? По законам Степи и Ясы прелюбодеяние каралось смертью обоих. Чингисхан на казнь пойти не мог по нескольким причинам. Это подорвет у подданных его авторитет правителя и мужа. Во-вторых, насильственная смерть Абике привела бы не только к смуте в только что созданной державе, но и внесла разлад в царственную семью. Объяснить поступок владыки благородным порывом к соединению влюбленных сердец тоже маловероятно. История знает, как он распорядился судьбой жениха другой своей жены Есуй, татарской принцессы.

Ясно одно: инициатива развода исходила не от Чингисхана и страшный сон здесь ни при чем. Эта причина была придумана как оправдание через столетие после описываемого события. Если бы это было его волеизъявление, то он должен был не только вернуть все приданое жены, но и пополнить его. А получилось наоборот: бывший муж выпросил для себя в качестве подарка добрую половину приданого. Понятно, что сотня храбрых верных нукеров и надежный распорядитель ханского стола даже величайшему владыке не помешают. Но золотая чаша-кисе, о которой упоминает Рашид-ад-Дин?! Несолидно для человека с амбициями на владение всем миром, если это не та знаменитая голубая чаша Ван-хана, пить из которой желали по утрам совсем еще юные Темуджин, Джамуха и Килха-Сенгум.

Похоже, идея принадлежала Абике. Но зачем обладающей реальной властью одной из старших жен степного государя соединять свою судьбу с простым командиром охранников, даже если он красавец-удалец? Мало того, с самым ретивым губителем ее дяди и двоюродного брата, убийцей собственного отца? Причина была одна — месть! Пока она была членом семьи Чингисхана, сделать этого она не могла, Джурчадай (Кяхтай) слишком много имел заслуг в возвеличивании этой семьи. По понятным причинам не мог подвергнуть опале героя и сам хан. Нойоны тысяч не простили бы этого.

Как и о чем договорились той ночью супруги, мы не узнаем никогда. Но, вероятно, Чингисхан вполне разделял стремление Абике к благородной мести. Это не противоречило кодексу рыцарской чести, и хан пошел на это. Теперь месть губителю древнего рода кереитских властителей стала делом семейным, а не государственным. Тогда понятен и тот ужас бесстрашного воина при получении такого «подарка».

После рокового приобретений Джурчедай (Кяхтэй) был отстранен от двора, и дальнейшая судьба его неизвестна. Исчезло даже само племя храбрецов-урутов, нойоном которого он был. Во всяком случае, во времена Рашид-ад- Дина этого племени уже не было. Его должность перешла к его родственнику Чанаю. Трудно сказать, какое из имен, Джурчедай или Кяхтэй, было настоящим, а какое прозвищем, возможно, это два разных человека.

Абике-беги же не только не потеряла авторитета среди чингисидов, но и упрочила его. Ее сын стал баурчи-стольником при Великом хане Угедее. От кого она родила этого сына – неизвестно, но такая должность при дворе говорит об очень высокой степени доверия. Кроме того, Абике ежегодно приезжала из своего города в Ставку Великого хана и устраивала пир. После одного такого пира Угедей-хан, напившись вина, скончался. Придворные языки пытались злословить об отравлении, но Эльчидай-нойон, молочный брат хана, пресек эти разговоры. Авторы «Юань-ши», правда, возложили вину за отравление на ханского министра Абд-ар-Рахмана. Абд-ар-Рахман руководил сбором налогов, в том числе и в Китае.

Благодаря стараниям сестер кереитский род стал постепенно набирать силу. Свою двоюродную сестру Дугуз-хатун они сосватали за Толуя, а затем сделали старшей женой Хулагу-хана. Племянница Дугуз-хатун, тоже кереитка, стала женой Аргун-хана и матерью наследника Харабандэ. Поддерживая родовичей, сестры помогли древнему роду правителей кереитов снова выйти на политическую арену. Потомками их были калмыцкие ханы. А далекая внучатая племянница Абике, дочь Хо-Урлюка Юмагас оказалась достойной преемницей своей пращурки. Мстя за неисполнение обычаев родственникам первого мужа, она уничтожила могущество хошеутовских ханов в Джунгарии.

Виктор Маглинов

Фото из интернета

Если вы когда-нибудь задумывались об этом, вы, вероятно, предполагали, что жизнь под управлением Чингисхана была довольно ужасной для женщин. И это не удивительно. Однако у монголов были довольно прогрессивные представления о правах женщин, по крайней мере, по сравнению со многими другими культурами, существовавшими в то время, включая западную культуру.

Им, конечно, приходилось вписываться в четко очерченные роли и соответствовать определенным ожиданиям, просто они наслаждались большей свободой по сравнению с дамами в других странах мира. Так как жили женщины во времена Чингисхана?

Муж должен был слушаться

В монгольском обществе женщин действительно уважали, и мужчины должны были прислушиваться к советам своих жен. Конечно, монголы были жестокими бойцами, но они не были варварами - по крайней мере, не во всех аспектах своей жизни. Монгольские женщины пользовались уважением, часто служили лидерами и были высоко оцененными членами общества. Никто не уважал мужчину, который не слушал свою жену - это был признак незрелости.

Можно было обратиться в суд

Когда вы представляете себе ранние исторические отношения между мужчинами и женщинами, вы, вероятно, думаете о неприятных вещах. В конце концов, на протяжении всей истории огромное количество женщин подвергались жестокому обращению со стороны огромного количества мужчин, поэтому, вероятно, можно с уверенностью сказать, что мужчины правили практически всем, как в спальне, так и за ее пределами.

Однако в монгольском обществе все было не так. Монгольские барышни многое контролировали и дома, и в спальне. На самом деле, если бы вы были женщиной-монголкой, а ваш муж не собирался бы выполнять свои мужские обязанности в спальне, вы могли бы фактически обратиться к правительству с просьбой вмешаться в это дело. Представьте себе, что вы заходите в местное здание суда и предоставляете документальные свидетельства романтических неудач вашего мужа и просите суд выписать рецепт на "Виагру". Если этого недостаточно, чтобы приструнить мужа, скорее всего, уже ничего не поможет.

Никакого подчинения

Между тем в Китае, к югу от монгольской империи, неоконфуцианство установило строгие правила поведения женщин - они должны были быть целомудренными и послушными, а жены в основном должны существовать только для того, чтобы служить своим мужьям. Кроме того, девочки в старших классах связывали свои ноги, начиная с шести лет, чтобы те перестали расти в размерах. Это настоящее зверство!

В Монголии этого не было. Монгольские женщины были жесткими - они скакали на лошадях, сражались в бою и были просто очень круты. Они не хотели иметь крошечные ноги. Монгольские женщины также не считались подчиненными своих мужей - они должны были быть сильными, жестокими и трудолюбивыми. И когда культура возлагает такие ожидания на дам, это способствует динамике семьи.

Управление повозками

В Монголии во времена Чингисхана женщины отвечали за повозки, а мужчинам строго запрещалось ездить на них (только если они не болели). Вероятно, это было связано с тем, что монгольские мужчины должны были быть превосходными всадниками (чтобы стать отличными воинами и грабителями), а езда на телеге отнимала драгоценные часы у конной практики.

Повозки были не просто способом добраться до продуктового магазина, они были одной из важнейших составляющих кочевого образа жизни. Они везли войлочные палатки, в которых жили монголы, и большую часть их товаров и принадлежностей.

Женщины выполняли физически трудные задачи

В кочевом обществе нет места бездельникам. Слишком много работы предстоит сделать. Монгольские женщины должны были не только нести большую ответственность, но и выполнять тяжелую работу. Она заключалась в том, чтобы снимать и ставить палатки, и они должны были делать это быстро и эффективно. От них также ожидали, что они смогут контролировать зачастую огромные стада животных племен и делать все эти стереотипные женские вещи, такие как воспитание детей и приготовление еды.

Таким образом, дамы, так же как и мужчины, должны были выполнять такую ​​работу, которую сегодня мы бы назвали тяжелым физическим трудом. Поэтому неудивительно, что монгольские мужчины так уважали женщин - трудно не уважать того, кто так же трудолюбив и способен, как вы, особенно если вы видите это своими глазами каждый день.

Если хан говорит: «Женись на моей дочери», вы должны это сделать

У Чингисхана было четверо сыновей, но большинство его детей были девочками. И по большинству исторических свидетельств он ценил своих дочерей так же, как сыновей. Однажды он убил парня, который отказал его дочери в браке.

Чингисхан говорил, что мужчины и женщины - это две важные части космической головоломки - без одной части целое не может функционировать.

Женщины же в монгольском обществе имели право отказаться от брака, если это был мужчина, который им не нравился, и это само по себе было довольно прогрессивным для общества, существовавшего 800 лет назад. Но для дочерей Чингисхана почти не имело значения, нравятся ли они своему новому мужу.

Не для всех жизнь была сахар

В мирное время при Чингисхане было замечательно. Но что, если бы вы были женщиной в одном из завоеванных им народов? Женщины, золото, лошади и другие предметы считались трофеями войны, а это означало, что солдаты могли делать с ними почти все, что захотят.

С другой стороны, если вам посчастливилось родиться очень красивой, вас могли бы принудительно ввести в один из странных конкурсов красоты Чингисхана. Как только солдаты заканчивали с грабежами и издевательствами, они приносили хану самых красивых девушек, которых встречали. Победительница среди них получала честь стать одной из многих жен Чингисхана, что, вероятно, было предпочтительнее, чем умереть. Тем не менее очевидно, что женщин, которых хан считал не отвечающими его стандартам красоты, отправляли к солдатам для надругательств, а затем выбрасывали. Так что да, здорово быть женщиной в Монголии в мирное время, а не во время войны.

Вечер с несколькими женщинами и дети

Чингисхан не был особенно милостивым победителем - после того как он завоевывал народ, он наслаждался похищением жен своих врагов и либо ухаживал за ними, либо жестоко обращался. На самом деле, в одной из своих самых знаменитых цитат он поэтично рассказывал о радостях после покорения: «Самое большое удовольствие - побеждать своих врагов, отнимать у них богатство и видеть тех, кто им дорог, в слезах».

Также хан часто проводил вечера с несколькими женщинами. Кроме того, он не контролировал рождаемость, и у него очень много потомков.

Огромное число жен

В Монголии Чингисхана не было мужской моногамии. У мужчин могло быть несколько жен, но у каждой из них должна была быть своя палатка, в которой она будет жить со своими детьми. Вся семья обычно хорошо ладила, поэтому, возможно, ревность и моногамия - это просто конструкции нашего непросвещенного западного общества (конечно же, нет).

Первой женой мужчины считалась его законная жена. После смерти отца ее дети получали наследство.

Невозможность повторного брака

После смерти мужа многие женщины не вступали в повторный брак. Ну а зачем? Если вы были первой женой, вы унаследовали все и стали главой семьи. После этого вы должны жить в значительной степени автономно и независимо.

Чингисхан написал несколько проженских законов

Завершив завоевание большей части Азии, Чингисхан решил, что ему нужно написать несколько законов. Документ, который он подготовил с помощью своего грамотного советника Тататунги, назывался "Яса", он должен был помочь сохранить мир на вновь завоеванных землях.

Примечательным был мораторий против похищения жен и продажи женщин. "Яса" также запрещал детей-солдат и рабство (или, по крайней мере, рабство других монголов), а также дискриминацию по признаку религии. Фактически это был один из первых известных правовых кодексов, которые позволили его гражданам свободу вероисповедания.

Кадр из фильма Чингисхан. С сайта bitru.org

Самый плодовитый отец в истории человечества – это, несомненно, Чингисхан . В мире более 17 миллионов мужчин-потомков Потрясателя Вселенной . А сколько женщин с геномом Чингисхана – этого, к сожалению, наука пока сказать не может, но, несомненно, их в несколько раз больше мужчин. Известно же, что дочерей у Чингисхана было намного больше, чем сыновей.

У Чингисхана было более 7000 жен .

Со многими из них он встречался только раз, в брачную ночь. Это было своего рода ритуальное действо, скрепление союза с правителями, которые отдавали ему в жены своих дочерей в политических целях.

Были среди его жен и китаянки, присланные китайскими императорами. Их он ценил за владение изощренными сексуальными техниками – в этом он отличался (и не он один, вся его знать) от простых монгольских воинов, которые считали, что женщина должна утолять страсть, а не разжигать ее.

Попадали в жены и красавицы всех покоренных народов, на конкурсной, так сказать, основе.

Он говорил:

...величайшее удовольствие-побеждать врагов ваших и преследовать их перед вами, лишать их богатства и видеть, как те, кто им дорог, купаются в слезах, скакать на лошадях и прижимать к груди их жен и дочерей.

Когда Чингисхис завоевывал новые территории, он забирал сильных молодых людей в свою армию, а тех, кто был слишком молод или стар, чтобы сражаться в рядах его туменов, он убивал.

А женщины врага подвергалось повальному насилованию, после чего их убивали. Чингисхан не хотел, чтобы на покоренных им землях плодились полукровки-мангасы.

Но под страхом смерти самых красивых женщин не трогали.

Во время пира после победы, когда военачальники монгольского завоевателя рвали и поглощали огромные куски почти сырой конины, эти женщины, одна за другой представали перед повелителем, как на конкурсе красоты. Он избирал себе в жены самую красивую, отвечающую его канонам женской привлекательности: “маленькие носы, округлые бедра, длинные шелковистые волосы, красные губы и мелодичные голоса”.

Кадр из фильма Чингисхан. С сайта kino-teatr.ru

Остальных ожидала довольно печальная участь. Они отправлялись в палатки к его офицерам, и они могли стать женами, наложницами, служанками, а не то их могли просто насиловать и потом отдать на потеху простым воинам.

Чингисхан с удовольствием спал с женами и дочерьми вражеских вождей, а его армейские командиры считали его обладателем необычайной сексуальной силы, видя, как он каждую ночь спит со многими женщинами.

Это очень древний императив: вождь должен быть сексуально могуч и плодовит, это связано с культом рождающей земли, нуждающейся в оплодотворении. Чингисхан, видимо, интуитивно это понимал, и соответствовал.

Все его жены рожали ему детей, но только сыновья Борте , первой жены, были царевичами и имели право наследования империи, созданной отцом.

Кроме Борте, к которой он питал неизменную любовь и уважение, были еще так называемые старшие жены: Есуган, Есуй и Хулан (Кулан).

Хулан была прославленной меркитской красавицей, и попала к Чингисхану после того, как он полностью уничтожил меркитов, осуществив, наконец, долго лелеемую месть за то, что меркиты в свое время похитили его жену, молодую и прекрасную Борте, которая вернулась к нему беременной. Его первенец, сын Джучи , может, и не был его сыном.

Хулан привел в шатер вождя его военачальник, Наяга . Узнав, что Наяга продержал Хулан у себя три дня, ревниво относящийся к своей собственности Чингисхан приказал убить Наягу, усомнившись в том, что тот не покусился на девушку.

Насилу меркитская красавица уговорила повелителя пощадить воина, рассказывая, как Наяга говорил, что красивых девственниц и женщин он считает собственностью своего хана (так же, как захваченных кобыл и жеребцов врага). Она также потребовала, чтобы удостоверили ее девственность.

Хан пощадил своего преданного воина, а Хулан сделал своей второй женой. Ее сыновья Кюльхан и Харачар уступали в иерархии чингизидов только сыновьям Борте. Она единственная из старших жен сопровождала его во время военных кампаний и умерла во время индийского похода.

Есуган и Есуй были сестры, дочери татарского хана Церен-эке.

Чингисхан, мстительный и беспощадный в мести, уничтожил племя татар за то, что они погубили когда-то его отца, Есугея-багатура и тем самым обрекли его и его семью на полуголодное, полное лишений и опасностей существование.

Сначала к Чингисхану попала Есуган, и составила свое рода «протекцию» своей старшей сестре, заявив, что ее сестра красивее ее и более искусна в любви, и поэтому более достойна участи жены повелителя.

Возможно, ее старшая сестра вовсе и не стремилась к этой участи, поскольку у нее был то ли муж, то ли жених, с которым она пряталась в лесу после набега воинов Чингиса.

Чингисхан послал отряды на ее розыски; Есуй обнаружили в лесу, а жених ее убежал. Девушку доставили к хану. Ее младшая сестра уступила ей свое место ханской супруги, и села на более скромное место. Чингисхану это понравилось.

Благоразумие сестер проявилось также и в том, что обе в дальнейшем постарались подружиться с Борте.

Жених Есуй, правда, был убит. Ну, сам виноват. Зачем было тайно являться на пир по случаю победы над татарами? Ясно же, что невеста потеряна навсегда.

Ревнивый хан, заметив то ли невольный вздох, то ли дрожь своей новой жены, увидевшей своего жениха, заподозрил неладное и обнаружил незнакомца.

После допроса Чингиз отрубил молодому татарину голову со словами: «Ты потомок моих врагов и пришел сюда подсматривать; я умертвил их всех, так и о тебе нечего раздумывать».

Хан впоследствии не раз «ездил на двух кобылицах»: оставлял в своей юрте на ночь обеих сестер.

Старшие жены в какой-то степени принимали участие в государственных делах.

Та же Есуй, когда Чингисхан собирался в поход на Хорезм, посоветовала ему назначить наследника на случай, если он погибнет в сражении. Чингисхан внял ее совету, и в результате было решено назначить наследником третьего сына Борте, Удегея .

Старших сыновей, Джучи и Чагатая , обошли, поскольку Чагатай, оскорбленный тем, что поначалу наследником назначили Джучи, вслух помянул его сомнительное происхождение. Началась драка прямо перед лицом великого хана. Братьев растащили, и решили выделить им земли в далеких друг от друга местах, чтобы в будущем предотвратить их вражду.

В 1227 году Чингисхан погиб при загадочных обстоятельствах. Возможно, он упал с лошади и умер от полученных травм; он мог умереть от инфицированной раны.

Самая экзотическая версия связана с женщиной. То ли китайская принцесса, то ли тангутская знатная леди убили его во время ночи любви.

Экстремальный вариант этой романтической смерти повествует, что пленница «вставила в свое влагалище приспособление», которое, когда хан захотел заняться с ней сексом, оттяпало его гениталии, и он умер в страшных мучениях.

Говорят, что именно поэтому, чтобы скрыть правду об изувеченном Потрясателе Вселенной, его воины сделали все, чтобы скрыть его могилу.

Эта представительница казахского племени конырат была путеводной звездой для своего могущественного супруга, опорой и самым верным товарищем. Разве не говорят, что восточные женщины не должны вмешиваться в дела мужчин? Начнем с того, что мы сегодня называем восточными женщинами представительниц мусульманской уммы. Монголки же двенадцатого века, современницы Чингисхана, наравне с мужчинами пасли скот, скакали на лошадях, стреляли из лука, неспроста мать Чингисхана Оэлун имела прозвище «Мерген», что значит «меткая». Согласно древним законам кочевых племен у правителей были многочисленные жены и наложницы, но, как правило, первая всегда занимала особое место. Что касается Борте, то она была старшей и главной женой Чингисхана, и на протяжении всей жизни великий полководец прислушивался к ее советам. Это исторический факт. И только сыновья Борте - Джучи, Чагатай, Угэдэй и Толуй, унаследовали крупнейшую за всю историю человечества империю - Империю Чингисхана. Их же прямые потомки - Жанибек и Керей основали Казахское ханство. Эта женщина своей рассудительностью и своим умом добивалась исполнения своей воли.

Историческая хроника гласит, что согласно обычаям своего народа, по уговору родителей, дочь вождя коныратов Дай-Сечена - Борте и сын Есугэй-бахадура из рода Кият-Борджигин - Чингисхан были обручены в возрасте десяти лет. По воле судьбы Темучин рано потерял отца, но в назначенный срок, вопреки всем преградам, Темучин сумел взять в жены Борте. Она всегда была рядом с Темучином, и в лихие годы, когда от него отвернулись сородичи, друзья и близкие, и в годы первых побед над врагами и становления его предводителем Монгольского улуса.

В сведениях о Борте нет подробных описаний того, какой она была, какова была в действительности ее судьба. Оно и понятно, в кочевом обществе женщина ограничивалась ролью продолжательницы рода, матери, хранительницы очага. Она полностью зависела от воли своего отца, старших братьев, а затем и мужа, которого не могла даже сама выбирать. В некоторых источниках Борте часто описывается как красивая женщина, мудрая ханша, одетая в белое шелковое платье, с золотыми монетами в волосах, с белым ягненком и верхом на белом коне. Ее настоящее имя звучит как Борте-фуджин или Борте-уджин. В переводе с монгольского «Борте-уджин» означает «госпожа».

Испытывал ли Темучин любовь к Борте, мы не знаем. Но в течение всей долгой супружеской жизни, Борте оставалась не просто первой женой, но и неизменно старшей женой Чингисхана, и он всегда относился к ней с чувством глубокого уважения и особой привязанности. Борте являлась важным человеком в жизни императора, он ценил её больше остальных женщин, которых у великого правителя было немало. Никто из женщин и мужчин, окружавших Темучина, не был прославлен более, чем Борте. Она всегда оставалась высокочтимой хатун, госпожой и содействовала триумфам завоевателя вселенной.

В истории монгольского императора Борте было суждено сыграть особую роль. Она стала для него тем, чем Земля была для Антея. Прежде всего, она родила ему четырех сыновей, что для средневекового монгола имело первостепенное значение. Более того, жена была для Чингисхана советником, к словам которой он прислушивался. Она, будучи мудрой женщиной, не раз давала ему советы при принятии им важных решений. В критические моменты, особенно советы Борте, подсказывали будущему императору единственно правильное решение. Именно Борте посоветовала мужу отделиться от Джамухи в один из критических моментов их взаимоотношений, когда монгольские племена стремились к единству. Джамуха с Темучином пытались воспользоваться этой ситуацией. Вопрос заключался лишь в том, кто добудет из этого для себя большую выгоду. Это хорошо понимала Борте, и Темучин прислушался к совету жены, и тем самым спасся от гибели. Отсюда следует, что Борте, как мы сейчас утверждаем, оказывала воздействие на высокую политику, сыграв огромную роль в превращении Темучина в Чингисхана.


Борте сумела стать не просто женой и матерью, но и мудры м советником, «голосом разума». Сохраняя терпение и верность, любовь к своему мужу, прощая все обиды, она воспитала достойных сыновей и осталась главной и мудрой женой Чингисхана. Жизнь Борте незаурядна и трагична, ведь ей пришлось пережить и мужа, и первенца.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ

Лучшие статьи по теме