Портал для родителей - Kinikids
  • Главная
  • Школьник
  • Как же научиться прощать? Техника "Пустой стул". Методика "двух стульев" Психологическое упражнение лишний стул

Как же научиться прощать? Техника "Пустой стул". Методика "двух стульев" Психологическое упражнение лишний стул

Основателем данного метода психотерапии является Фредерик Перзл – один из ведущих врачей-психиатров начала прошлого столетия. Взяв за основу элементы гештальт-психологии и психодрамы, биоэнергетику и практику психоанализа, восточные учения и такие направления философии как экзистенциализм и феноменализм, Перзл разработал абсолютно самостоятельное направление, оказавшее значительное влияние на практическую психологию, которое получило название гештальт-терапия.

Что такое гештальттерапия?

Слово гештальт в переводе с немецкого языка буквально означает «целостность», «фигура», «образ». Гештальт-терапия направлена на достижение человеком гармонии с собой, своим организмом и окружающем миром, и заключается в сотворении целостного образа его личности. Основной целью гештальт-терапии является восстановление личностью естественного контакта с другими людьми, обретение им жизненной энергии.

Теория гештальттерапии

Базовая идея гештальттерапии заключается в способности нашей психики к саморегуляции, возможности человека приспосабливаться к окружающей среде, нести ответственность за свои действия, ожидания и намерения. Из этого вытекает главный принцип данного метода – стремление к расширению осознавания себя и мира. Только осознанный человек может эффективно развиваться и нести ответственность за свою жизнь. Фредерик Перзл назвал такое стремление «сознательное осознавание», подразумевая под этим термином проживание ситуации в настоящем моменте, здесь и сейчас. Человек должен сознательно присутствовать в этом проживании, забыв о своем уме, доверяя лишь собственным чувствам. Именно тогда терапевт сможет выделить из сознания пациента актуальные на данный момент проблемы, не распыляясь на несущественное.

Гештальттераппия – основные положения

Основными аспектами традиционной гештальт-терапии являются:

1. Осознанность. Концентрируясь на настоящем, человек полностью погружается в волнующую его ситуацию, она проживается им здесь и сейчас (или, по терминологии Перзла, «здесь и как»). При этом терапевт старается максимально задействовать сознание своего пациента, погрузить его в «сознательное осознавание» ситуации, меняя степень включенности сознания в зависимости от интенсивности переживаний.

2. Актуальность. Как уже говорилось выше, в гештальттерапии рассматриваются только наиболее существенные для человека проблемы, волнующие его в данный момент. И даже прошлые события подаются на сеансе гештальт-терапии с точки зрения настоящего. Пациент осознанно погружает себя в ситуацию, которая волнует его много лет, и пытается справиться с ней таким способом, как если бы она происходила в настоящем.

3. Ответственность. В процессе терапии человек должен осознать, что все действия, совершаемые им в настоящем, могут привести к той или иной проблеме, поэтому он должен быть не только осознанным, но и научиться переживать свои реальные эмоции, не скрываясь, не задвигая их в дальний «угол» своего сознания.

4. Контакт. Одна из основных задач гештальт-терапии – научиться присваивать себе собственный опыт. Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом. Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом». Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности. Остановка этого цикла на начальных этапах порождает проблему. Например, человек не может решиться на важный разговор, и это стремление превращается в проблему.

5. Интеграция. Три вышеперечисленных аспекта направлены на воссоздание целостного образа человека, достижение им гармонии в пяти основных сферах: эмоциональной, физической, рациональной (сфере мышления и творчества), социальной и духовной. Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы (психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы – стулья, игрушки и т.д.).

Техника «Горячий стул»

В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника (монодрама), разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» (иногда её называют «Пустой стул»). На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула. На один из них садится пациент, смотрит на пустой стул и задает вслух вопрос, как бы обращаясь к невидимому человеку. В роли того или иного собеседника могут выступать близкие пациенту люди, например, его отец. После этого он пересаживается на второй стул и дает на него ответ от имени своего отца. Таким простым способом можно выявить причины многих внутренних проблем и даже разрешить их.

В коллективном варианте, в качестве «горячего стула» выступает место участника, на котором фокусируется внимание всей группы. Доброволец садится на этот стул и задает группе вопрос, например такой: «Что вы находите во мне привлекательным? А что во мне вам не нравится?». Каждый из участников практики по очереди отвечает на этот вопрос.

Особенности гештальтерапии

Гештальттерапию часто называют «женским подходом» в решении проблем. Она больше подходит для чувствительных женщин, любящих углубляться в собственное сознание для поиска проблем и причин их породивших, чем для энергичных, ориентированных на действие мужчин. Гештальт-терапия подразумевает – справиться с внутренними проблемами достаточно сложно и не использует позитивных образов в работе. На гештальт-сеансах вас не научат правильно жить, не дадут основы эффективного общения и не раскроют силу вашего разума. Здесь вам помогут в поиске существующих проблем, укажут на ваши ошибки и слабые стороны. Найдя внутреннюю (обязательно актуальную) проблему, терапевт поможет устранить её, чтобы она не мешала вашему развитию или нормальной жизни. Гештальт-терапия поможет вам найти баланс между разумом и чувствами, при этом чувства будут занимать главенствующее место. Вам порекомендуют обращать больше внимания на сигналы, исходящие изнутри, приспосабливаться к миру творчески.

Гештальт-терапия может длиться не больше двух лет. Предполагается, что за такой длительный период человек станет более осознанным, что поможет ему избегать множества проблем или решать их по мере возникновения.

Методика "двух стульев" была разработана в рамках гештальттерапии, в которой в настоящее время в основном и используется. Работа по методике "двух стульев" - это упражнение с использованием "горячего места", которое большей частью довольно эффективно исследует функции контакта.

Имеется определенное сходство методики "двух стульев" в гештальттерапии и использованием "вспомогательных "Я"" в психодраме. В психодраме однако данное упражнение позволяет повторно пережить болезненное событие, а гештальтметодика направляет участника на воссоздание обеих сторон конфликта и на установление диалога между ними.

В методике "двух стульев" участник полностью переживает оба компонента своего "Я", включая и тот, что обычно отрицается или не осознается из-за его неприятного характера. После осознания противоположности становится проще интегрировать эти две части в своей личности.

Для понимания процессов, которые происходят как в данной методике, так и во всей гештальттерапии, важно понимать, что формирование и завершение гештальтов зависит в первую очередь от способности индивидуума четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением, для того, чтобы их удовлетворить. Контакт определяется действием двух различных способностей:

Способность четко разграничивать окружение и свое "Я",

Способность четко разграничивать и описывать различные аспекты своего "Я".

В основе внутренних конфликтов заложены невротические механизмы - дефектные, запутанные взаимодействия со средой, при которых особенности человеческой личности могут:

- "опутываться" (как при патологическом слиянии и интроекции),

- "рассыпаться на фрагменты и отрицаться" (как при проекции и ретрофлексии).

В гештальтгруппах чаще всего в качестве примера противоположности рассматривается конфликт между "нападающим" и "защищающимся". Первый интроецирует родительские поучения и ожидания, которые диктуют ему, что он должен делать. "Защищающийся" же постоянно саботирует эти манипуляции со стороны "нападающего", говоря: "Я стараюсь изо всех сил. Я ничем не могу помочь".

Когда доминирует "нападающий", то член группы может быть недоволен чувством, заставляющим его достигать совершенства почти во всех делах. Когда же доминирует "защищающийся", то создается впечатление, что человек никогда не сможет закончить ни одного дела.

Собственно основная задача методики и состоит в выделении наиболее слабого компонента этого конфликта. После этого происходит усиление его до такой степени, когда оба компонента могут вступить в диалог на равных.

Предположим, имеется участник группы, который всегда опаздывает. Участник садится на первый стул и разговаривает с позиций "защищающегося" (напротив него как бы сидит воображаемый "нападающий"). "Защищающийся" может плакать, оправдываться и объяснять свои постоянные опоздания. Через минуту участник садится на второй стул и уже с позиций "нападающего" начинает поучать "защищающегося". "Нападающий" может спорить, настаивать, требовать.

После этого участник опять меняет место, продолжая "диалог". Так продолжается до тех пор, пока полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца и диалог не придет к своему завершению. Участнику при этом не предлагается выбрать что-то одно между этими двумя группами потребностей. Цель "диалога" - "закончить" в настоящем ситуации, не законченные в прошлом.

Должно произойти "оживление" процесса формирования и завершения гештальта. Разрешение конфликта может потребовать компромисса между двумя группами потребностей или одобрительного принятия отрицательного компонента своего "Я". Положительное изменение происходит тогда, когда кто-то становится самим собой, а не тогда, когда он пытается быть тем, кем он не является.

Методика "двух стульев" может проводиться как в групповой, так и индивидуальной работе психолога или психотерапевта с клиентами. В групповой работе участники-наблюдатели, стараясь понять внутренний конфликт другого человека, могут тем самым разобраться и в своем внутреннем конфликте.

Групповая работа может накладывать свой отпечаток, где-то мешая, где-то способствуя успеху упражнения. Участники с выраженными демонстративными склонностями могут слишком сильно играть на публику, изображая диалог. Застенчивые люди могут постараться быстрее закончить "диалог", изобразив удачное разрешение внутреннего конфликта.

Гештальт-терапия обладает большим количеством разнообразных техник, многие из которых заимствованы из других видов психотерапии, например из психодрамы, транзактного анализа, арт-терапии. Гештальтисты считают, что в рамках их подхода допустимо использование любой техники, служащей естественным продолжением диалога терапевта и клиента и усиливающей процессы осознавания.

Гештальт-терапия может осуществляться в форме как индивидуальных, так и групповых сессий. При этом групповая работа в рамках гештальттерапии имеет свою специфику: в гештальт-группах акцент делается не на групповой динамике, хотя она и не игнорируется терапевтом, а на индивидуальной работе с одним членом группы, заявившим свою проблему. Таким образом, группа здесь является резонатором, хором, на фоне которого выступает солист.

Первым техническим приемом, используемым в процессе гештальт-терапии, служит заключение контракта. Как уже отмечалось, в этом направлении психотерапии терапевт и клиент являются равноправными партнерами и клиент несет собственную ответственность за результаты терапии. При заключении контракта оговаривается этот аспект, а также формулируются цели, которые ставит перед собой клиент. Для клиента, постоянно уходящего от ответственности, эта ситуация является проблемной и требует проработки. Таким образом, уже на стадии заключения контракта клиент учится брать на себя ответственность за себя и за то, что с ним происходит.

В гештальт-терапии принято разделение техник на две группы: техники диалога и проективные техники. Техника диалога - это работа, осуществляемая на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта. Другая группа техник - это так называемые проективные техники, которые используются для работы с образами, сновидениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т. п. Однако четкое разграничение этих техник возможно только в теории, в практической же работе они тесно взаимосвязаны.

Одной из наиболее известных техник является техника «горячего стула», применяющаяся в ходе групповой работы. «Горячий стул» - это место, на которое садится клиент, намеревающийся рассказать о своей проблеме. При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, а остальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями и включаются во взаимодействие только по просьбе терапевта. По окончании сессии члены группы сообщают о своих чувствах, причем необходимо, чтобы участники говорили именно о чувствах, а не давали советы и не оценивали человека, сидящего на «горячем стуле».

Еще одной оригинальной гештальт терапевтической техникой является концентрация (фокусированное осознавание). Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей. Клиент, придерживаясь принципа «здесь и сейчас», рассказывает о том, что он осознает в данный момент, например: «Сейчас я сижу на стуле и смотрю на терапевта. Я чувствую напряжение и замешательство. Я слышу, как сильно стучит мое сердце». Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во-первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего; Перлз описывает ситуации, когда после использования этой техники пациенты говорили о том, что мир для них стал реальнее и ярче. Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, монолог-осознавание является ценным материалом для терапии.

Техника экспериментального усиления заключается в том, что клиент должен усилить какое-либо из своих малоосознаваемых вербальных или невербальных проявлений. Например, во время сессии клиент постоянно постукивает рукой по подлокотнику кресла, и терапевт предлагает усилить это движение. В результате постукивание превращается в интенсивные хлопки, а на вопрос терапевта о его ощущениях клиент сообщает, что чувствует гнев по отношению к терапевту. Это становится темой для дальнейшей работы. Другой вариант: клиент часто начинает свою речь со слов «да, но...», не осознавая этого. Терапевт предлагает клиенту каждую фразу начинать с этих слов. Это помогает клиенту осознать, что он соперничает с окружающими, в том числе и с членами группы, старается оставить за собой последнее слово.

Следующая техника - техника челнока - направлена на расширение зоны осознавания. Техника челнока связана с тем, что терапевт намеренно меняет уровни осознавания, фигуру и фон в сознании клиента. Например, клиент говорит о своем одиночестве (фигура - вербальная продукция клиента).

Терапевт. Когда вы говорите о своем одиночестве, у вас дрожат колени. (Фигура - телесные проявления; слова - фон.) Усильте эту дрожь. Что вы чувствуете? (Фигура - чувства; телесные проявления и вербальная конструкция одиночества - фон.)

Клиент. Я чувствую страх. В моих коленях находится страх.

Терапевт. Как ваш страх связан с вашим одиночеством? (Фигура - интеллектуальное понимание; фон - чувства и телесные проявления.)

Клиент. Я боюсь людей...

Челночное движение может осуществляться не только из разных зон осознавания, но и из прошлого в настоящее и наоборот. Например, клиентка сообщает, что испытывает постоянное раздражение при общении со своей начальницей. Терапевт предлагает ей выбрать из группы человека, который вызывает у нее подобное чувство, и, реализуя принцип «здесь и сейчас», работает с невротическими механизмами, проявляющимися в этих отношениях. Использование группы в качестве безопасной модели окружающего мира является характерной чертой гештальт-терапии.

Наконец, к основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». «Пустой стул» используется для нескольких целей. Во-первых, на нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например отец, которому при жизни не были сказаны важные слова. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. Внутриличностные конфликты часто порождаются внутренним диалогом «собаки сверху» - долга, требований общества, совести, и «собаки снизу» - желаний, эмоций, спонтанности. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.

Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. Например, клиентка Л., преподаватель вуза, сообщила о том, что испытывает двойственные чувства в связи со своей работой: с одной стороны, ей нравится общаться со студентами, читать лекции, с другой - работа вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность. Терапевт предложил Л. поместить на одном стуле ту часть личности, которая любит свою работу, а на другом - ту, которая тяготится работой. Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, клиентка вела диалог от их имени.

Клиентка (на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами). Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной, эрудированной. Мне приятно, что я могу заинтересовать людей.

Клиентка (на правом стуле, обращаясь к противоположной части). Какая из тебя эрудитка? Что ты вообще можешь? Говорить все умеют! Посмотри на себя! У тебя ничего не получается!

Терапевт. Кто так говорит в вашей реальной жизни?

Клиентка (пауза). Это... мой отец (плачет). Он никогда не верил в меня.

Для работы с частями личности используется и техника диалога с частями тела. Например, мужчина, рассказывая о своих взаимоотношениях в семье, шлепал себя ладонью по колену. Когда терапевт предложил ему высказаться от имени руки, то оказалось, что рука наказывает его за то, что он недостаточно хорош и недостаточно силен. Говоря от имени колена, по которому била ладонь, клиент сообщил о своем желании быть открытым, беззаботным, веселым, легкомысленным. Таким образом, рука представляла собой «собаку сверху», которая говорит, каким нужно быть, и наказывает за непослушание, а колено - «собаку снизу», которая пытается схитрить, но сделать то, что хочется.

Еще одной интегрирующей техникой является техника работы с полярностями. Как указывалось выше, в гештальт-терапии существует представление, что в личности одновременно сосуществуют противоположности, полярности. Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному человеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и неуверенностью. Человеку, которому трудно просить помощи у других, дается задание выпрашивать внимание участников группы, обращаться к ним с любыми, даже нелепыми просьбами. Подобное экспериментирование позволяет расширить зону осознавания у клиента таким образом, чтобы включить в нее ранее недоступный личностный потенциал.

Техника совершения кругов применяется в групповой психотерапии, когда член группы в качестве игры-экспериментирования просит определенных участников группы или всю группу высказаться о нем. Другой вариант - сам член группы по кругу выражает собственные чувства участникам группы. Известен прием из работы Перлза, когда он предложил студенту, испытывавшему страх выступлений перед большой аудиторией, пройти по аудитории и посмотреть в глаза каждому человеку. После этой процедуры тревожность заметно снизилась. Техника совершения кругов особенно эффективна при работе с механизмом проекции.

Оригинальна гештальт-терапевтическая техника работы со сновидениями, существенно отличающаяся от такой работы в других психотерапевтических направлениях. Все элементы сна рассматриваются как части личности клиента, с каждой из которых он должен идентифицироваться, чтобы присвоить собственные проекции или избавиться от ретрофлексии. Важно, чтобы, рассказывая о своем сне, клиент говорил о происходящем в настоящем времени. Например, клиент И. рассказал о таком сне: «Я иду по тропинке посреди поля. У меня хорошее настроение. Через какое-то время я вижу, что на тропинке стоит собака, которая привязана к вбитому в землю колышку. Она лает на меня, показывает клыки. Я поднимаю с земли палку и пытаюсь отогнать ее, но она лает еще сильнее и не пропускает меня. Я останавливаюсь в растерянности». Говоря от имени тропинки, И. сказал: «Я веду тебя к людям, я веду тебя к веселью и радости». От имени собаки: «Я хочу привлечь твое внимание. Я хочу проверить тебя на прочность, испугаешься ты или нет. А еще я хочу есть и пить; может быть, ты меня накормишь?» От имени палки: «Я только с виду такая крепкая и тяжелая. На самом деле я могу сломаться, собака может легко перегрызть меня». Дальнейшая работа показала, что сои был связан с отношением И. к женщинам, которых он боялся и чувствовал себя рядом с ними неуверенно. Работа со сном позволила клиенту понять причину отсутствия длительных отношений с женщинами.

Как уже говорилось, в гештальт-терапии используются техники других психотерапевтических направлений, но это делается для достижения специфической цели - обретения так называемой мудрости тела.

Центр современных НЛП-технологий - одно из самых уважаемых учебных заведений в своей области. Более 20 лет НЛП-центр успешно функционирует и предлагает свои услуги в сфере нейро-лингвистического программирования, а также эриксоновского гипноза. В центре современных НЛП-технологий вас ждут сертификационные курсы по всем возможным НЛП-дисциплинам: «НЛП-практик », «НЛП-мастер » и «НЛП-Тренер ». Также центр регулярно проводит курс «Эриксоновский гипноз », по окончании которого студенты получают сертификаты международного образца. Такие сертификаты выдаются всем выпускникам центра, успешно прошедшим выбранный курс.

  • В процессе обучения наш НЛП-центр неизменно использует самые современные, новые НЛП-технологии;
  • Ведущие наших курсов - профессионалы, авторы книг по нейролингвистическому программированию и уникальных моделей НЛП ;
  • Колоссальный опыт работы наших тренеров позволяет сделать процесс обучения не только потрясающе эффективным, но и безумно интересным;
  • Обучение всегда охватывает всю необходимую информацию, которая предусмотрена полными программами Межрегиональной ассоциации центров НЛП ;
  • На занятиях учитываются все индивидуальные ожидания и запросы участников;
  • Практичность использования техник нейролингвистического программирования поставлена на курсах нашего НЛП-центра во главу угла. Лёгкость использования НЛП в повседневной жизни является главной задачей обучения.

Другие НЛП-центры от нашего центра сильно отличает то, что программы НЛП и эриксоновского гипноза имеют ярко выраженный прикладной характер. Точнее выражаясь, наши НЛП-программы ориентированы на практическое реальное использование приобретённых знаний и навыков, а также на решение задач любой жизненной сферы: бизнес-задач, отношений личного характера, задач личностного роста. Не все НЛП-центры готовы предложить столь же прикладную направленность курсов.

Наш НЛП-центр даёт вам абсолютную гарантию того, что курсы содержат все необходимые и дополнительные элементы, предусмотренные программами Межрегиональной ассоциацией центров НЛП. Благодаря тому, что в нашем центре обучение НЛП всегда проходит с использованием новейших НЛП-технологий, основанных на Конфаймент-моделировании, эффективность обучения именно в нашем центре на порядок выше, чем могут предложить другие НЛП-центры , а это позволяет студентам освоить гораздо больший объём материала, затратив на обучение существенно меньше времени.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП ), ровно так же, как и огромное множество иных направлений, начинало свой путь к развитию с того, что искало возможности выяснить, каким образом успешные в чём-либо личности достигают этого успеха. НЛП основной своей задачей ставило выявление структуры успешности, наглядной структуры мастерства. НЛП имеет все основания считать, что если существует хотя бы один человек, умеющий делать что-то определённое, то и другой человек в состоянии научиться этому. Именно эту структуру опыта стремиться выделить НЛП , чтобы у человека появилась возможность обучить желаемому навыку себя и других. Это и есть главная задача НЛП . Причём НЛП стремится к тому, чтобы обучение это было поистине мастерским, таким, чтобы даже эксперты не смогли обнаружить разницу между тем, что сделано только что обученным студентом и профессиональным мастером.

Межрегиональную ассоциацию центров НЛП возглавляет её президент - Тимур Владимирович Гагин , который является тренером НЛП международного класса, разработчиком принципиально новой технологии системного моделирования, автором многочисленных книг по НЛП , доктором психологии, профессором.

Абсолютно все ведущие НЛП курсов нашего центра имеют высшее образование (и часто не одно), колоссальный опыт, как индивидуального консультирования, так и ведения групповых занятий, плюс каждый обладает значительным опытом практического бизнеса и руководства. Прикладная ориентация НЛП-программ и программы эриксоновского гипноза нашего центра выгодно отличает его от тех услуг, что могут предложить иные НЛП-центры . Программы предполагают разбор конкретных реальных задач, предложенных участниками курсов, и решение этих задач с использованием техник НЛП и эриксоновского гипноза. Задачи могут касаться любой жизненной сферы - личностного роста, бизнес-задач, саморазвития.

Для тех, кто хочет изучить сферу НЛП более детально и с необычных ракурсов, наш НЛП-центр предлагает ряд специализированных авторских тренингов . Такие тренинги рекомендованы к посещению и тем, кто уже давно и успешно занимается НЛП или гипнозом, и тем, кто далёк от этой темы, но с удовольствием постигает новые для себя горизонты.

Словосочетание «нейро-лингвистическое программирование» (иногда употребляется без дефиса, что не является ошибкой), или сокращённо НЛП образовано от английского «Neuro-linguistic programming» и представляет собой комплекс техник, моделей, и операционных принципов, которые возможно применять как развивающий подход личности, использующий моделирование эффективных мыслительных и поведенческих стратегий.

Мы предлагаем вам большой ассортимент книг, статей и реальных историй о приёмах нейро-лингвистического программирования и способах использования его в повседневной жизни.

Что касается Эриксоновского гипноза , то он основан на использовании естественной, присущей всем без исключения людям, способности погружаться в непроизвольный транс. Это состояние благотворно влияет на человека, ведь именно транс позволяет активно включиться в работу человеческому бессознательному и оказать помощь своему владельцу в достижении его целей. Правополушарные ресурсы ярче всего раскрываются в трансе, активизируется интуиция, способность к творчеству и решению разнообразных жизненных проблем, бизнес-задач.

В современном мире эриксоновский гипноз популярен сразу во многих сферах деятельности человека. Ведь эриксоновский гипноз - это универсальный инструмент, который каждый может использовать в силу своих потребностей. Самым популярным способом использования эриксоновского гипноза является самогипноз - иными словами, восстановление душевных и физических сил, избавление от боли и неприятных переживаний, приведение себя в хорошее расположение духа и т. д. Самым талантливым гипнотезёрам с опытом удаётся овладеть различными гипнотическими феноменами, как, например, изменение хода времени, открытие неведомых ранее резервов организма. Так или иначе, эриксоновский гипноз позволяет человеку научиться использовать те свои скрытые способности, которые ранее существовали только в его воображении.

Человек, виртуозно владеющий каким-либо мастерством (выступление перед аудиторией, вождение автомобиля, построение личной жизни, написание статей или рассказов, зарабатывание денег, лечение людей, рисование картин, сочинение музыки или что-то ещё) может обучить этому и других людей. Ведь если кто-то однажды сделал что-то, то другой человек может не только повторить, но и выполнить это столь же виртуозно, как и сам мастер.

Тем, кого интересует наиболее подробная информация о техниках и методиках НЛП, мы рекомендуем раздел нашего сайта «Статьи по НЛП ». Обращаем ваше внимание на факт, что статьи лишь позволяют ознакомиться с некоторой теоретической информацией, но отнюдь не способны привить какие-либо устойчивые навыки. Вы не станете хорошим дзюдоистом без реального тренера и не сможете уверенно кататься на сноуборде, лишь прочитав книгу с инструкцией по этому виду спорта, только практические занятия нашего НЛП-центра позволят вам научиться настоящим НЛП навыкам и сделать это интересно, эффективно и легко.

В середине прошлого столетия сформировалось новое направление психотерапии – гештальт-терапия. Данное психотерапевтическое воздействие включает в себя целый ряд определенных методик. К их числу относятся традиционный психоанализ, телесно-ориентированная терапия, психодрама, арт-терапия и другие психологические методики.

Термин «гештальт» является производным от немецкого слова «gestalt», что означает «форма», «фигура». В основе этого психотерапевтического направления лежит программа расширения собственного самосознания человека. Во время занятий пациент постепенно осмысливает свою жизнь, пытается найти собственную взаимосвязь с окружающим миром и живущими в нем людьми.

По мнению специалистов, использующих на практике данный метод, любые подходы и техники гештальт-терапии способствуют усилению процессов внутреннего осознания путем диалога между пациентом и врачом-терапевтом. Занятия принято проводить в групповой или индивидуальной форме общения. Всё зависит от желания людей, отдавших предпочтение гештальт-терапии.

Первоначальным техническим приемом является заключение договора-контракта между участвующими сторонами. Врач-терапевт и пациент – это равноправные партнеры. При заключении контракта оговаривается аспект существующих проблем, требующих преодоления, формируются цели, которые желает достичь пациент. Ценность первого этапа гештальт-терапии заключается в том, что, несмотря на равноправные условия между общающимися сторонами, уже при заключении контракта пациент учится брать на себя ответственность за результаты терапии.

Среди многочисленных подходов данного метода психотерапии основное внимание уделяется технике диалога и проективным техникам. Техника диалога осуществляется при контакте между терапевтом и пациентом, в процессе которого специалистом отслеживаются различные переживания, а главное – механизмы прерывания эмоционального состояния пациента. Проектированная техника подразумевает под собой подход, направленный на работу с образами, воображаемыми диалогами, сновидениями. Как правило, на практике обе техники тесно взаимосвязаны между собой.

Пожалуй, одной из самых широко является методика «горячего стула», которая проводится в групповых занятиях. «Горячий стул» подразумевает место, на которое садится человек, повествующий о собственной проблеме. Взаимодействие происходит исключительно между ним и врачом-терапевтом. Остальные участники групповых занятий являются пассивными зрителями и включаются в диалог только по указанию терапевта. Основная сущность данной техники гештальт-терапии заключается в разборе эмоций и переживаний людей. Причем особенно важно, чтобы окружающие говорили именно о собственных чувствах и не давали советы пациенту, который сидит на «горячем стуле».

Положительный эффект дает оригинальная терапевтическая техника, которая называется фокусированное осознание (концентрация). Происходит такое занятие на трех уровнях. Первое – это осознание окружающего внешнего мира, что видит, слышит человек. Второе подразумевает внутреннее состояние – эмоции, телесные ощущения. Третье – мысли человека. Всё происходит в проекции «здесь, сейчас», то есть пациент рассказывает о том, что он чувствует в данный момент. Такое концентрирование, или фокусирование, помогает пациенту значительно обострить свои ощущения. Кроме того, монолог-осознание приносит ценные сведения для врача-терапевта, проводящего тренинг.

Большую пользу имеет техника «пустого стула», на который помещается воображаемый (иногда значимый для пациента) человек, с которым происходит общение. Такой диалог может открыть многие личностные проблемы пациента и представляет собой сильное терапевтическое воздействие.

Еще одной ценной методикой считается техника работы с полярностями. В личности любого человека сосуществуют противоположности (полярности). Человеку, неуверенному в себе, рекомендуется представить какую-либо уверенную часть собственной личности и провести диалог, исходя из этого. А человеку, переживающему проблемы в межличностном общении, рекомендуется обратиться с какой-нибудь просьбой (даже нелепой) к другому, что в реальной жизни для него представляет непреодолимую трудность.

Все техники существенно расширяют зону осознания личностного поведения. Гештальт-терапия – эффективное психотерапевтическое направление, помогающее найти собственное «Я»!

Лучшие статьи по теме